В IV веке возводятся преимущественно гражданские строения:— галереи (стоа) служили местом для торгов
В IV веке возводятся преимущественно гражданские строения:
— галереи (стоа) служили местом для торговли, также это были пристанища для гостей города и больных. По этим галереям прогуливались философы. Слово «стоицизм» происходит от «стоа»;
— здания для занятия атлетикой и проведения игр: палестры (род гимнастических школ) имеют большие дворы с колоннадами, окруженные портиками, украшенными статуями Гермеса и Геракла, покровителей молодежи и спортсменов. Под портиками располагаются раздевалки, бани, помещения для тренировок. Существуют палестры для детей, они частные, возглавляются педотрибами. Нередко эти школы являются их собственностью. Контроль за деятельностью данных палестр осуществляют магистраты. Также существуют палестры для взроет лых — эти школы входят составной частью в общественные гимнасии. В обоих видах палестр ученики обязаны заниматься обнаженными. Тут могут практиковаться все виды спорта, за исключением бега, который требует площадки большего размера. В V веке число палестр множится. Зачастую они располагаются вблизи рек и прочих водоемов — поскольку первой обязанностью гимнаста является регулярное мытье. В банях палестр в отличие от общественных бань вода не нагревается. Палестра в Олимпии являет собой тот совершенный тип палестры, который описывает Витрувий.
Существуют стадионы для бега, размеры их в разных городах различны. Чаще всего дорожки для бега — 180 м. Но какова бы ни была отмеренная дистанция, они делаются прямыми, бегают по ним туда и обратно;
— административные здания, толосы, круглые в плане строения. Был один толос в Дельфах, также имелось по одному в Эпидавре, в Афинах, — они служили местом собраний пританов, в этих помещениях хранился священный огонь города;
— военные и погребальные сооружения;
— театры, которые существовали до этого периода, усовершенствовались. Театр примыкает к холму, он расположен под открытым небом, сиденья окружают орхестру, на которой выступают актеры. Акустика во всех греческих театрах превосходна. Изначально танец являлся самым важным элементом действа, места располагались вкруг, и хор ходил вокруг алтаря Диониса, позволяя зрителям видеть спектакль. Когда театры обрели полукруглую форму, такой род движения продолжал сохраняться. Возможно, слово «строфа» (греч. «строфе») как-то связано с подобным характером сценического движения. Первоначальный смысл этого слова — движение хора по сцене слева направо, затем им стал обозначаться напев, который поет хор во время своего перемещения, и, наконец, оно обретает свое место в поэзии и стиховедении — им обозначается выделяемая группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически.
Актеры разыгрывают представление на орхестре. Сзади располагается скепа, строение, заслоненное каменной стеной, которое сначала служило шатром, где актеры меняли свои костюмы, впоследствии оно стало использоваться в качестве своеобразных кулис, за которыми как бы происходили невидимые глазу зрителя события. Эта скепа обставлена переносными деревянными декорациями — зачастую двухъярусными, изображающими дворец или храм. В стене проделаны двери, выходящие на деревянные подмостки. В VI веке в афинском театре Диониса сидений для зрителей нет. В V веке появляются сиденья, часть из них, предназначенная для важных персон, сделана из мрамора, остальные же сиденья деревянные. В больших театрах имеются лестницы с концентрическими витками и просторные места для стояния в зрительном зале. Самый красивый театр — в Эпидавре, он вмещал 13 ООО зрителей.
СКУЛЬПТУРА
В бронзовом веке мы обнаруживаем маленькие фигурки — так называемые кикладские идолы, но подлинное зарождение скульптуры относится к VIII веку, к геометрической эпохе, когда появляются бронзовые статуэтки, являющие собой первые пробы изображения человеческого тела, весьма удовлетворительно соотносимые с образцом. В бронзе запечатлевают животных, а также героев, сражающихся со львом или кентавром. В конце геометрического периода появляются терракотовые фигурки. Человеческое тело — излюбленная тема скульпторов. Сначала эти статуи по своему виду очень близки к восточным (размеры женских фигур меньше человеческого тела, их позы условны, размеры мужских фигур, напротив, превышают соответствующие параметры реального мужчины, вид этих статуй несколько статичный).