АРХИТЕКТУРАВклад греков в архитектуру в большей степени явлен на уровне декоративных и орнаментальны

АРХИТЕКТУРА

Вклад греков в архитектуру в большей степени явлен на уровне декоративных и орнаментальных элементов, чем на уровне методов строительства, которые получили настоящее развитие только в римскую эпоху.

Архитектура, или искусство строить здания, завязана на материалах, используемых строителями. Будучи вынуждены пользоваться такими материалами, как блоки из мягких камней, а позднее из твердых (например белого мрамора), греки в большей степени уделяют внимание пропорциям, орнаментации, визуальным характеристикам здания, чем его структуре. Очевидно, что каменные блоки, которые кладутся на микенские стены, обеспечивают больший выигрыш в плане визуального аспекта строения, чем в плане выстраивания сложной структуры. Размер блоков может поражать, но способ, которым они соединяются, еще удивительнее. Тут в большей степени имеет место искусство, чем стремление обеспечить эффективность. эжектор для аэрации купить

Греки в разные эпохи используют различные типы перевязки каменной кладки: это, к примеру, так называемая циклопическая кладка, подразумевающая укладывание грубых крупных каменных блоков, перемежающихся маленькими камнями, вставляемыми в щели, или пеласгическая кладка, для которой используются блоки неровной формы. Для многоугольной кладки с кривыми швами используются камни неправильной формы, отесанные таким образом, чтобы обеспечить их компоновку «в виде чешуи», эта кладка применяется в архаическую эпоху и в VI в для возведения крупных памятников, многоугольная же кладка с прямыми швами применяется вплоть до эллинистической эпохи. Эти две последние служат для возведения городских стен, а также для укрепления террас — таких, как терраса храма Аполлона в Дельфах. С VI по IV век часто используется трапециевидная кладка. В классическую эпоху отдают предпочтение тесовой прямоугольной кладке правильными рядами, при которой плоскости продольных швов не являются сквозными по высоте кладки, то есть они сдвинуты относительно смежных (верхнего и нижнего) рядов кладки. Фактурная обработка поверхности каждого блока имеет важное значение: с IV века в блоках высекают выступы в центральной их части и делают соответствующие им пропилы (полые пазы, прорезаемые на блоке для обозначения или имитации швов).

Вид на афинский Акрополь. Фотография конца XIX в.

Архитектура начала развиваться в Микенах с 1400 г. Микенцы возводят дворцы-крепости (Микены, Тиринф, Пилос), окружая их валами, которые были столь мощными, что бытовало мнение, что их возвели циклопы, отсюда название кладки — циклопическая. Тип дворцов — мегарон, имеющий весьма простую внутреннюю структуру: крытый вход с двумя колоннами «меж антами», вестибула и почти квадратный зал с очагом посередине, его окружают четыре колонны. Храмы будут строиться по такой же схеме. В отличие от дворцов гробницы были весьма изысканными, оригинальными, их заполняли драгоценными предметами. Гробницы были двух типов: в первую очередь это гробницы котлованного типа, шесть из них находились вблизи Акрополя, с внутренней стороны ограды, — там с 1600 по 1500 гг. хоронили микенских царей и их семьи; восемь гробниц находились на равнине, к настоящему времени они частично разрушены, в них было обнаружено обилие погребальной утвари. Второй тип гробниц — это помещения, камеры, к примеру, вырезанные в скале, это могут быть также гробницы под куполом (толосом), как, к примеру, гробница Агамемнона, так называемая Сокровищница Атрея, построенная примерно в 1330 г., проход ведет к монументальному порталу, перемычка над которым составлена из двух каменных глыб, нижняя из которых весит 120 тонн. Портал открывается в центральный зал, круглый в плане, имеющий форму улья. Высота его 13,2 м. Венчает зал свод, выполненный из тесаных камней. Гробница Клитемнестры, датируемая примерно 1300 г., создана по этой же модели. Технология сооружения микенских памятников после их разрушения более уже не практикуется. Обращениє микенских дворцов в руины знаменует собой окончание великой традиции, которая более уже не будет влиять — в своей совокупности — на реализацию последующих архитектурных проектов. Возродившиеся Афины, которым отчасти удалось избежать нашествия пришедших с севера захватчиков, встают на путь, совершенно отличный от того, который мог быть предсказан и обещан микенским прошлым города.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13