больших снегопадов, которые непрерывно шли здесь на протяжении 10 дней, и не мог выехать, как было з

больших снегопадов, которые непрерывно шли здесь на протяжении 10 дней, и не мог выехать, как было запланировано на прошлой неделе». Дже-дуан «Турок», французский консул в Алеппо, сообщает в 1624 году о перипе­тиях своего зимнего путешествия по балканским горам: он едва не поги^ от холода и не попал в пасть волкам и медведям86. В марокканском Атласе, как рассказывает Лев Африканский, купцы, везущие начиная с октября финики с юга, часто бывают застигнуты в горах снежными бурями. Метели не щадят никого, даже деревья стоят укрытые огромным саваном87.

В это время в низинах сообщение также бывает затруднено; из-за посто­янных дождей реки выходят из берегов и разрушают мосты, «так что, — рас­сказывает Банделло в начале одной из своих новелл, — мангуанцы, владев­шие земельными участками по ту сторону реки По, не могли воспользоваться ни припасами, ни имуществом своих имений»88. В октябре 1595 года паво­док достиг такого уровня, что «феррарцы готовились с оружием в руках про­бить брешь плотины с нашей стороны», — пишет один венецианец89. В дру­гой раз Тибр вышел из берегов: в 1598 году он унес с собой половину моста Эмилий , который был уже реконструирован в 1575 году90. В 1594 году на­ступил черед Арно. В Тоскане в этом году реки покрылись льдом, и все пло­довые деревья в очередной раз вымерзли91. Особо суровыми зимами за­мерзают каналы в Венеции92. В XVI веке путешественникам зимой приходи­лось в лучшем случае бороться с совершенно раскисшими и покрытыми рыт­винами дорогами, пришедшими в негодность из-за постоянных дождей и снегопадов, как это было в феврале 1581 года в Испании93 или в декабре 1592 года94 на Балканах, где еще недавно дороги были «такими грязными, что с трудом можно было разобрать цвет платья проезжающих»95.

Прекращение навигации

Море зимой также становится настолько враждебным, что судоход­ство останавливается. В римское время с октября по апрель корабли ос­тавались на приколе в приказном порядке. Так подсказывало благора­зумие мореплавателей96. Из описания морских путешествий апостола Павла мы узнаем, что критское судно «Бонипорт» не было готово ad hiemandum 97 и что александрийский корабль, на котором плыл Павел, перезимовал в Мальте98. Много столетий спустя подобные же постанов-

Античный мост в Риме. К зимовке.

344 Физико-географическое единство: климат и история

ления встречаются в сборниках морских законов средневековых горо­дов: в Constitutum Usus Пизы 1160 года", которым запрещается пла­вать с праздника Святого Андрея до мартовских календ (tempore hyem-ali post festum Sancti Andreae . ante kalendas Martii), в морском статуте Венеции 1284 года100 и в морском статуте Анконы 1387 года101. На протяжении веков законодатели придерживались тех мер предос­торожности, которые были продиктованы опытом. До конца XVIII ве­ка левантийцы плавали только от дня Святого Георгия (5 мая) до Свя­того Димитрия (26 октября)102.

Однако начиная с 1450 года мореплаватели все чаще одерживают по­беды над зимними ненастьями. Правда, речь идет о частных успехах, со­пряженных с большим риском. Всякий год зима напоминает о своем могу­ществе ужасными кораблекрушениями. В Венеции в 1569 году даже возоб­новляются прежние запреты, на этот раз, конечно, смягченные, поскольку они отменяют морские путешествия только в период с 15 ноября по 20 ян­варя, su'l cuor deirinvernata шз. Видимо, полностью вернуться к прошлому было невозможно. Новые правила так плохо соблюдались, что Синьория должна была издать повторное постановление в 1598 году104. Во всяком случае, это явление характерно, оно указывает на то, какой ценой еще в это время приходилось платить за зимние плавания. 1 декабря 1521 года «греческий» ветер потопил много судов на Адриатике, одно из них, гружен­ное зерном, затонуло в самом рагузском потру105; 11 ноября 1538 года раз­бушевавшееся море выбросило на берег и разбило сразу 38 галер Барбароссы, причем спасшиеся люди и имущество были перебиты и раз­граблены албанцами106. 9 ноября 1544 года жертвами шторма стали 7 ра-гузских нав107; в январе 1545 года порыв greco tramontane (северного греческого ветра) опрокинул в Адриатике 50 кораблей, из которых три ве­нецианские навы шли в Сирию, имея более 100 тысяч дукатов на борту108; 29 декабря 1550 года, во время «самой большой бури», случившейся в Адриатике, в самом порту Рагузы затонули два корабля, груженных зерном109. Можно привести массу подобных фактов. Весь галерный флот Испании был поглощен водами в заливе Эррадура в октябре 1562 года; в октябре 1575 года110 разгневанное море выбросило на берег близ Кон­стантинополя около сотни судов и дюжину галер!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39