Таблица 4. Навы и галионы, заходившие в Ливорно в этот же периодкак экономические колебания связаны

Таблица 4. Навы и галионы, заходившие в Ливорно в этот же период

как экономические колебания связаны со сменой времен года. Стати­стика Ливорно не поддается простому истолкованию, поскольку это данные XVI века, они несовершенны, в них отсутствует единая система мер. Невозможно, например, подсчитать, каким был в том или ином ме­сяце вес поступившего товара брутто, который является наиболее на­дежным показателем. Le portate Ливорно отмечают прибытие судов самого разного тоннажа: это барки, гондолы, галионеты, скафы, лиуты, фелюги, саэтты, навичеллоны, кармузалисы, тартаны, галионы и навы, причем для крупных грузовых перевозок служили два последних типа судов из этого длинного перечня (галионы и навы). Считать каждый из этих кораблей за единицу, отвлекаясь от всего остального, означало бы получить сомнительные цифры; столь же бесполезно складывать тонны и килограммы. Классификация по типам судов мало что дает, за ис­ключением случая с талионами и навами, которыми мы и займемся.

Сделав эти пояснения, приведем цифры, которые могут быть полезны с интересующей нас точки зрения. Как видим, это несовершенные и не­полные цифры: данные, полученных с их помощью, нелегко обрабатывать. Согласно статистике, составленной по месяцам, наибольшая активность наблюдалась на протяжении трех из них: апреля, на исходе зимы, когда нужно сбывать залежавшийся товар; июля и августа, месяцев, следующих после жатвы. Наименее оживленными являются сентябрь и октябрь. По нашей таблице в апреле прибыло 189 судов, в июле — 200, в августе —

Грузовые регистры.

Времена года 361

201, зато в сентябре 120; в октябре только 130 — спад явно заметен. Спи­сок нав и галионов включает большие грузовые корабли, плававшие на далекие расстояния. Использование этих кораблей отличалось от ис­пользования малотоннажных судов. Последние прибывают в апреле, июне и августе; навы и галионы, напротив, реже всего встречаются в июле, а чаще всего — в январе, когда они прибыли в количестве 34: в марте — 30; в феврале и в октябре — по 23. Массовый заход кораблей с Севера подчеркивает спад торговых перевозок в Ливорно177. В июле и августе, как указывают portate , барки перевозят хлеб на малые расстояния, в то время как для более протяженных по времени путешествий применяют­ся крупные суда. Поставки издалека связаны с их использованием.

Таким образом, в западной части моря (к которой относится Ливорно), как, вероятно, и на всем его протяжении, трудности, сопряженные с зимни­ми плаваниями на ближние и далекие расстояния, были отчасти преодоле­ны. В это время уходит в прошлое Родосский закон, запрещавший даже страховать суда зимой: зимних плаваний не было и не должно было быть. Появление в XV веке северной когти, судя по всему, положило начало успе­хам борьбы средиземноморских мореходов с плохой погодой. Венецианские галеи уже отваживались выходить в море в ненастное время года, и этот про­цесс, усиливавшийся на протяжении всего XVI века, привел к тому, что в XVII веке Тавернье мог написать: «По Индийским морям плавают не во всякую погоду, как у нас в Европе»178. В XVI веке только галера и ее произ­водные неспособны противостоять бурям. Для других судов, особенно круг­лых купеческих кораблей, существенный риск сохранялся, но он не был не­преодолимым препятствием. К тому же технический прогресс с каждым днем уменьшал этот риск. Впрочем, близится время, когда галеры вообще исчезнут, уступив место линейному кораблю, способному плавать и вести бой в любую погоду. Триполитанские корсары в XVII веке держат для зимы ка­перские корабли, а галеры снаряжают только летом179.

Ливорнские portate мало говорят нам об этих разнообразных про­блемах. Другой их недостаток заключается в том, что они содержат данные только о поступлении грузов. Добрая половина грузооборота, связан­ная с вывозом, остается для нас в тени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39