Что касается больших эскадр, то испанское правительство было в высшей степени заинтересовано в их ис

Что касается больших эскадр, то испанское правительство было в высшей степени заинтересовано в их использовании во время мертвого сезона, когда можно быть уверенным в бездействии турецкого флота. Так же поступают и корсары, если им кажется, что игра стоит свеч и опас­ность кораблекрушения ниже, чем опасность встречи с большой флоти­лией противника летом. Но моряки, находящиеся на службе Испании, постоянно высказывают протест против зимнего плавания. «Предан­ность интересам Вашего Величества заставляет меня сказать, — пишет в августе 1561 года князь Мельфийский, в это время бывший коман­дующим морскими силами Филиппа II, ответственным за их сохран­ность, — что галеры подвергаются смертельной опасности во время зим­него плавания, особенно вдоль нескончаемых берегов Испании, не изо­билующих портами. Если галеры уцелеют, можно потерять шиурмы . и они не смогут пригодиться потом (при возобновлении навигации)»116.

Да, галерная война зимой невозможна, эту истину профессионалы вынуждены постоянно внушать политикам, остающимся глухими к их словам. Дон Гарсия де Толедо, также general de la mar Филиппа II, в ноябре 1564 года высказывает свои доводы против того, чтобы напра­вить флот на восставшую Корсику, о чем просила Генуя. «Несомненно установленная истина, — пишет он117 испанскому послу в Генуе, Фигероа, — гласит, что снаряжать морские экспедиции зимой — это деньги, выброшенные впустую . Деньги будут истрачены без всякой пользы, как уже было раньше и будет происходить всегда, чтобы ни предпринималось в это время года». К тому же (поскольку находящие­ся на борту войска, использовавшиеся в походе на Пеньон де Велес, ус­тали) существует риск поставить под удар весенние операции и, следо­вательно, погнаться за тенью или, если перевести точно, «схватить го­лубя за хвост, когда можно было бы взять его за горло». Даже если бы речь шла о прогулке ради демонстрации силы, она была бы опасной: пересечение Пьомбинского канала «является чрезвычайно длитель­ным, опасным и рискованным плаванием».

В общем, горе галерам, которые не придерживаются установлен­ных правил. Из-за своей низкой посадки они не в состоянии бороться с волнами и бурями118. Понятно, почему Карл V пытался захватить

Командующий морскими силами.

348

Физико-географическое единство: климат и история

Алжир врасплох в октябре 1541 года. Но он оказался пленником из­бранного времени года, этого сезона, который «мавры называют Кас-сем, т. е. сечением, и который означает переход от хорошей погоды к ненастной»119. В январе 1554 года французские галеры под командова­нием Пьеро Строцци покидают Марсель, направляясь к римским бере­гам; их сопровождают барки, груженные мукой. Шторм поглотил не-

маршру! после начала штрма

<уда n исправном понрс/к \снмьк

с (к юямии суда

X

поп\ типе <\да

25. Действие мистраля 19 апреля 1569 года и в последующие дни

Эскадра галер Великого Командора Кастилии, Дона Луиса де Рекесенса, направляется к берегам Испании. Ее цель — достичь побережья королевства Гранада, границы которого проходят на юго-запад от Картахены, и помешать корсарским рейдам береберов, снабжающих людьми и оружием восставших на Рождество предыдущего года морисков. Мистраль застал эскадру в Лионском заливе и отбросил большую часть галер к берегам Сардинии. Стоит отметить путь одной из галер, плывшей против ветра, в Эгморт; прибытие галеры дона Луиса де Рекесенса 27-го числа в Паламос, где его встретили солдаты, покинув­шие эскадру в Марселе и пришедшие в Испанию пешком; и еще два маршрута, которые привели одну галеру в Паигеллерию, а друтую в Агридженто, куда она приплыла 7 мая. Эга схема была составлена с помощью многочисленных доку­ментов, которые я изучал и конспектировал в Симаикасе и по которым X. Хен-тиль да Сильва и Жак Бертеп нарисовали воспроизводимый нами картогра­фический эскиз. Можно было бы нанести на карту и пути распространения из­вестий об этих событиях. В данном случае главную роль при передаче сведений в Испанию играла Генуя

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39