Бритомартис‑охотница – ипостась Артемиды. Согласно Каллимаху, Бритомартис – одно из имен Артем

Бритомартис‑охотница – ипостась Артемиды. Согласно Каллимаху, Бритомартис – одно из имен Артемиды.

В

ВААЛЫ

В западносемитской мифологии одно из распространенных обозначений божеств отдельных местностей. Кроме того, ваалами назывались общие боги, например, бог‑громовержец, бог солнца и др.

Слово «ваал» является греческим вариантом библейского «баал», в которое превратилось первоначальное западносемитское «балу» («хозяин, владыка»). Другое значение слова «ваал» – «идол».

ВАКХ

В греческой традиции одно из имен Диониса.

ВАКХАНАЛИИ

Мистериально‑оргиастические празднества культа Вакха. Первоначально в вакханалиях участвовали только женщины. Впоследствии в них стали принимать и мужчин. Постепенно вакханалии превратились в развратные пиршества. В 186 г. до н. э. проведение вакханалий было ограничено достаточно строгими правилами, но полностью запрещены они не были.

ВАНФ

В этрусской мифологии женский демон загробного мира, олицетворение смерти. Постоянные атрибуты Ванф – свиток, факел, меч, змеи, обвивающие руки.

ВАСИЛИСК

Обитающий в Ливии «царь безграничных пустынь… и без яда губящий» (по выражению Лукана). Само слово «василиск» происходит от греческого «basileus» – «царь, базилевс» – и означает «маленький царь». Это – самый грозный и смертоносный из всех змеев. Василиск, голову которого венчает гребень в форме диадемы, вылупляется из яйца, снесенного петухом (или жабой) и высиженного змеей (правда, упоминавшийся выше Лукан относит его, наряду с аспидом, амфисбеной и прочими гадами к отпрыскам Горгоны Медузы). Несмотря на змеиную наружность, передвигается он не стелясь по земле, а как бы поочередно выметывая вперед сложенное кольцами тело. Первым наружность василиска описал Плиний Старший в своей «Естественной истории». По словам Плиния, василиск – змей с белой складкой наподобие звезды на лбу; эта складка поднимается над мордой животного словно корона. Впрочем, облик василиска в средние века изменился: стали считать, что у бестии голова петуха, туловище жабы, птичьи крылья и хвост змеи или дракона с ядовитым жалом на конце. Василиск убивает прикосновением, превращает в камень взглядом, а его дыхания не выдерживают даже птицы, пролетающие высоко в небе. Совладать с василиском в битве может только зверек ласка, для человека же самый действенный способ – выставить перед собой щит или зеркало: увидев собственное отражение, василиск тут же умрет. Кроме того, известно, что василиск никогда не появляется поблизости от тех мест, где растет рута, а крик петуха заставляет его исчезнуть (как гласит русская поговорка: «Петух поет – значит, нечистой силы темное время прошло»). В Книге пророка Иеремии именно василиски олицетворяют зло: «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь».

Большинство легенд о василиске связано с образом петуха, причем не петуха вообще, а конкретного – черного семигодовалого. Лишь такой петух может снести яйцо, из которого, зарытого в горячий навоз и высиженного змеей, потом вылупится василиск.

Чаще всего василиски селятся в естественных пустынях, но им не составляет труда превратить в пустыню любую, сколь угодно плодородную местность. Вокруг логова василиска чернеют и высыхают травы и деревья, становится ядовитой вода в источниках и реках, разрушаются даже скалы.

ВЕЙОВИС (ВЕДИОВИС, ВЕДИУС)

В римской мифологии бог подземного мира, противопоставлявшийся светлому небесному богу Юпитеру, Юпитер подземного царства. Статуя Вейовиса в храме изображала вооруженного стрелами юношу с козой у ног. Широкого распространения культ Вейовиса не имел и был вытеснен культом Диспатера.

ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ

Женское творческое начало в природе, анима, Мать‑земля (ср. греческих Гею и Деметру, малоазийскую Кибелу, римскую Рею, египетскую Исиду, Мать‑Сыру Землю в русском фольклоре). С архаических времен известны женские статуэтки с подчеркнутыми половыми признаками – эмблемы плодородия. Богиня‑мать наряду со своим божественным супругом участвует в творении мира и создании населяющих мироздание существ (греческая Гея рождает титанов и гигантов, а олимпийских богов – ее дочь Рея; обе они суть ипостаси Великой Богини). Она покровительствует плодородию почвы, скота и людей, отсюда – оргиастические ритуалы в ее честь; с Великой Богиней связан цикл мифов об умирающем и воскресающем боге (Аттис, Осирис, Таммуз), символизирующий сезонное умирание и возрождение природы. Также Великая Богиня является покровительницей мистерий, пройдя через которые, человек обретает вечную жизнь (Элевсинские мистерии Деметры).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86