Особую роль играет Персефона в орфическом культе Диониса‑Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем

Особую роль играет Персефона в орфическом культе Диониса‑Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она родила Загрея, впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры.

В римской мифологии Персефоне соответствует Прозерпина.

ПИГМЕИ (ПИХИЕИ)

В греческой традиции племя карликов, обитавшее к югу от Египта или во Фракии (варианты: в Малой Азии, в Индии). Размером пигмеи, по Страбону, от муравья до мартышки.

В греческих мифах наиболее известные деяния пигмеев – гераномахия и геракломахия. Гераномахия – война пигмеев с журавлями, которую пигмеи ведут каждый год, верхом на куропатках, баранах или козлах, с целью похитить или разбить яйца журавлей. Нападение пигмеев на Геракла, отдыхавшего после убийства Антея (брата пигмеев) получило название геракломахии. Геракл собрал пигмеев в шкуру немейского льва и отнес к Эврисфею.

ПИЕТАС

Римская богиня долга (детей перед родителями, граждан перед государством и т. п.)

ПИК (ПИКУС)

Римский бог лесов, дававший оракулы, супруг Помоны и возлюбленный Кирки; последняя превратила его в дятла за то, что он отверг ее любовь. По Овидию, Пик – отец Фавна.

У римских авгуров Пик‑дятел как священная птица бога Марса считался особенно пригодным для гадания.

ПИЛУМН И ПИКУМН (ПИЛУМН И ПИТУМН)

Римские боги брака и рождения. Перед домом роженицы этим богам ставилось ложе, убиравшееся после того, как отец признает новорожденного. Считалось, что Пилумн вместе с богинями Интерцедоной и Деверрой защищают роженицу и младенца от бога дикой природы Сильвана.

По Сервию, Пилумн и Пикумн – цари Лаврента. Первый изобрел пест для дробления зерна, а Пикумн ввел унавоживание полей.

ПИФИЯ

Жрица‑прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. Впадая в экстатическое возбуждение, пифия давала от имени божества предсказания, которые жрецы затем переводили в стихотворную форму.

ПИФОН (ДЕЛЬФИНИЙ)

В греческой мифологии чудовище, гигантский змей, отпрыск Матери‑земли Геи. Павсаний, рассуждая о том, откуда взялось название города Дельфы, который также называли Пифоном, сообщает: «…сказание, которое особенно широко распространено среди людей, говорит, что тот, кто был здесь поражен стрелой Аполлона, сгнил и что от этого дано городу название Пифон… Убитого же Аполлоном поэты считают драконом и говорят, что он был поставлен Геей‑Землей сторожем прорицалища». Аполлон, убив Пифона, основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры.

ПИЭРИДЫ

В греческой мифологии другое название муз. Павсаний сообщает, что это прозвище музы получили от имени некоего Пиера: «С течением времени… прибыл сюда Пиер из Македонии, по имени которого в этой стране названа гора, установил число муз в количестве девяти и дал им те имена, которые они носят и доныне… Но есть люди, которые говорят, что у самого Пиера было девять дочерей и что их имена были те же самые, как и у богинь, и те, которых эллины называли детьми муз, были внуками Пиера». Правда, Овидий в «Метаморфозах» приводит несколько отличный вариант мифа:

И удивленной рекла богине богиня: «Недавно

Птиц приумножили сном побежденные в споре сороки.

Их же богатый Пиер породил на равнине пеллейской…

Вот возгордилась числом толпа тех сестер безрассудных.

Множество градов они гемонийских прошли и ахайских,

К нам пришли и такое состязанье затеяли речью:

„Полно вам темный народ своею обманывать ложной

Сладостью! С нами теперь, феспийские, спорьте, богини,

Если себе доверяете вы! Ни искусством, ни звуком

Не победить нас. Числом на столько же. Иль уступите,

Сдавшись, Медузы родник заодно с Аганиппой гигантской,

Иль эмафийтские вам мы равнины уступим до самых

Снежных пеонов, – и пусть нам нимфы судьями будут“».

Музы приняли вызов дочерей Пиера и вступили в состязание, которое завершилось их победой.

Старшая наша сестра ученую кончила песню.

Хором согласным тогда геликонским победу богиням

Нимфы судили. Когда ж побежденные стали в них сыпать

Бранью, сказала она: «Для вас недостаточно, видно,

От посрамленья страдать; к вине прибавляете ругань

Злобную, но и у нас иссякло терпенье; вступим

Мы на карающий путь, своему мы последуем гневу».

Лишь засмеялись в ответ Эмсафиды, презрели угрозы.

Вновь пытались они говорить и протягивать с криком

Наглые руки свои; но увидели вдруг, что выходят

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86