Обычно Осириса изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигу
Обычно Осириса изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Его тело всегда окрашивали в зеленый цвет. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила в нем сохраняется всегда, даже в мертвом.
Как бог мертвых и царь загробного мира, Осирис воспринимался судьей загробного мира. Считалось, что покойный предстает перед Осирисом, когда его сердце взвешивается на весах: на одной чаше изображение богини истины Маат, на другой – сердце умершего. Оправданный попадал на «райские поля» Иару, наслаждался вечной жизнью.
В эллинистический период культ Осириса слился с культом священного быка Аписа; новый бог Серапис (Осирис‑Апис) приобрел широкую известность за пределами Египта. В Греции и Риме культ Осириса слился с культами других восточных богов умирающей и воскресающей природы – Аттиса, Адониса, Таммуза.
ОСТРОВА БЛАЖЕННЫХ (ЭЛИЗИЙ)
В античной традиции страна на западном краю земли, где обитают души смертных, чья жизнь была признана судьями загробного мира (Миносом, Эаком и Радамантом) праведной и благочестивой. На Островах блаженных царствует Кронос. Здесь царит вечная весна. Души праведников проводят время в беседах и гуляют по Елисейским полям – прекрасному лугу неувядающих цветов, окруженному лесом.
П
ПАКС
Римская богиня мира, культ которой был введен императором Августом, посвятившим Пакс алтарь на Марсовом поле. Пакс изображалась женщиной с кадуцеем, рогом изобилия, колосьями или оливковой ветвью.
ПАЛАТИН
Один из римских холмов, древнейшая обитаемая часть Рима, где и находился основанный Ромулом так называемый «квадратный Рим» (Roma quadrata).
ПАЛЕС
Римское пастушеское божество, покровитель коз и овец. Сохранились посвящения Палес и как женскому, и как мужскому божеству; впрочем, женских все‑таки больше.
По преданию, Рим был основан в день праздника в честь Палес, поэтому богиню считали тайной покровительницей Рима и причисляли ее к пенатам. В праздник Палилий богине приносили мед и молоко, убирали и украшали венками и гирляндами стойла, разжигали из серы и разных трав костры, между которыми проводили для очищения стада, а пастухи трижды через них прыгали и просили Палес защитить людей, скот, собак, снять с пастухов и животных скверну, навлеченную невольной провинностью против сельских святилищ, рощ, могил и вод, дать плодовитость скоту и изобилие растительности, защитить от фавнов и нимф.
В период империи Палилии справлялись и как день рождения Рима.
ПАЛИКИ
В греческой мифологии демонические существа, близнецы, сыновья Зевса и музы Талии. По мифу, они наказывали клятвопреступников и помогали несправедливо обиженным.
ПАЛЛАДИЙ
Статуя Афины Паллады со щитом и поднятым копьем. Эта статуя считалась покровительницей города, в котором хранилась. Наиболее известен троянский палладий, упавший с неба. Перед гибелью Трои его похитили Одиссей и Диомед.
По римскому преданию Эней, прибыв в Рим, привез троянский палладий с собой. Он хранился в храме Весты.
ПАН
Греческий бог стад, полей и лесов, сын нимфы и Гермеса. Отца и других богов‑олимпийцев вид козлоного младенца развеселил, и они нарекли его Паном («понравившийся всем»).
Вместе с сатирами и силенами Пан входил в свиту Диониса. Он был известен своим пристрастием к вину и веселью. Многие мифы повествуют о преследовании Паном нимф. Пан умеет наводить на людей беспричинный, панический, страх, особенно во время летнего полдня.
Пана особенно почитали в Аркадии, где находилась его священная гора. Известно также святилище Пана в пещере на склоне афинского акрополя.
В предании, изложенном Плутархом, о смерти Пана этот бог выведен как символ уходящего античного мира.
В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
ПАНАФИНЕИ
Главный праздник в честь богини города Афины, учрежденный Тесеем. Праздновался раз в четыре года, в середине лета.
ПАНДОРА
В греческой мифологии первая женщина, созданная Афиной и Гефестом по приказу Зевса. Гефест слепил ее, смешав землю с водой, Афина одела Пандору в серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, она должна была принести людям соблазны и несчастья.
По Гесиоду, Пандору одарили Хариты и Горы, а Гермес вложил ей в грудь лживую и хитрую душу. Пандора соблазнила Эпиметея – брата Прометея (последний уговаривал Эпиметея ничего не принимать от Зевса). Когда Пандора открыла сосуд, врученный ей богами, по земле расползлись болезни и бедствия. Только надежда осталась на дне сосуда, так как Пандора захлопнула крышку; так люди оказались лишены даже надежды на лучшую жизнь.