СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВВ греческой традиции поход против Фив, предшествовавший Троянской войне. Основной п

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ

В греческой традиции поход против Фив, предшествовавший Троянской войне. Основной причиной похода явилась вражда между сыновьями Эдипа – правившим в Фивах Этеоклом и претендовавшим на престол Полиником. Изгнанный Этеоклом из Фив Полиник получил убежище у аргосского царя Адраста, женился на его дочери Аргии и убедил своего тестя возглавить объединенное войско, состоявшее из семи отрядов под командованием семи полководцев (по числу ворот в Фивах). У всех античных авторов участниками похода называются Полиник, Тидей (второй зять Адраста), Амфиарай, Капаней и Парфенопей; обычно вместе с ними упоминается также Гиппомедонт и Этеокл‑аргосец.

По Эсхилу, семеро вождей поклялись разорить до основания город Кадма, совершили жертвоприношения Аресу и Фебу‑Аполлону, а затем бросили жребий, кому из них к каким воротам вести войско. В ходе осады Полиник убил Этеокла; фиванский царевич Менекей принес себя в жертву родному городу (узнав из пророчества, что таким образом он спасет Фивы от разорения), а все вожди, пришедшие под Фивы со своими войсками, пали у стен города.

В следующем поколении детям павших вождей (эпигонам) удалось взять и разорить город. Это событие, согласно преданию, произошло незадолго до начала Троянской войны.

СЕРАПИС (САРАПИС)

Бог эллинистического мира. Культ Сараписа был введен основателем династии Птолемеев в Египте Птолемеем I Сотером (правил в 305–283 г. до н. э.). В образе и имени Сераписа (первоначально имя произносилось Осарапис) соединились египетские боги Осирис и Апис. Подобно Апису и Осирису, Серапис являлся богом плодородия, был связан с загробным культом, считался богом мертвых, повелителем стихий и явлений природы, владыкой наводнений и богом солнца. Греки отождествляли Сераписа с Посейдоном, Аидом, Аполлоном и даже с Зевсом.

СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ

В римской традиции предпоследний царь Рима. По Ливию, Сервий Туллий построил Сервиеву стену и установил законы о разделении граждан в соответствии с имущественным цензом.

СИВИЛЛЫ (СИБИЛЛЫ)

В греческой мифологии пророчицы, в священном экстазе предрекавшие будущее. Свои предсказания сивиллы давали в стихотворной форме – гекзаметром.

Павсаний возводит историю Сивилл к некой Герофиле: «Тут есть скала, высоко поднимающаяся над землей. Дельфийцы говорят, что, стоя на ней, пела свои пророчества женщина по имени Герофила, а по прозванию Сивилла… Она, по моим расследованиям, восходила наравне с другими к самым древним временам. Эллины говорят, что она была дочерью Зевса и Ламии… что из женщин она первой стала петь свои предсказания и ливийцами была… названа Сивиллой». Позднее традиция стала насчитывать от двух до десяти сивилл, каждую из которых называли по месту обитания. Наиболее известны и по сей день дельфийская и кумская сивиллы.

Сивиллы предсказали гибель Трои и извержение Везувия, одна из них покровительствовала герою Энею и предрекла великое будущее основанному им Риму. Кумская сивилла, по свидетельству Дионисия Галикарнасского, предложила царю Тарквинию Приску купить у нее т. н. «сивиллины книги» (всего их было девять). Царь отказался, и тогда она сожгла три, а чуть погодя – еще три. Наконец царь внял советам мудрецов и купил последние три книги.

Известны следующие сивиллы:

– Персидская;

– Ливийская;

– Дельфийская;

– Эритрейская;

– Киммерийская;

– Самосская;

– Кумская;

– Гелесспонтская;

– Фригийская;

– Тибуринская;

– Эпирская;

– Египетская.

Овидий в «Метаморфозах» излагает миф о кумской сивилле, в которую влюбился бог Аполлон. Сивилла в ответ на восклицание Энея, назвавшего ее богиней, ответила:

Я не богиня, о нет; священного ладана честью

Смертных не мни почитать. Чтобы ты не блуждал в неизвестном,

Ведай, что вечный мне свет предлагался, скончания чуждый,

Если бы девственность я подарила влюбленному Фебу.

Был он надеждою полн, обольстить уповал он дарами

Сердце мое, – «Выбирай, о кумская дева, что хочешь! –

Молвил, – получишь ты все!» – и, пыли набравши пригоршню,

На бугорок показав, попросила я, глупая, столько

Встретить рождения дней, сколь много в той пыли пылинок.

Я упустила одно: чтоб юной всегда оставаться!

А между тем предлагал он и годы, и вечную юность,

Если откроюсь любви. Но Фебов я дар отвергаю,

В девах навек остаюсь; однако ж счастливейший возраст

Прочь убежал, и пришла, трясущейся поступью, старость

Хилая, – долго ее мне терпеть; уж семь я столетий

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86