Р. Грейвс добавляет к описанию наружности стимфалийских птиц: «Стимфалийские птицы были размером с ж

Р. Грейвс добавляет к описанию наружности стимфалийских птиц: «Стимфалийские птицы были размером с журавля и очень напоминали ибисов, если не считать, что своим клювом они могли пробить металлический нагрудник и он не был у них загнут. Они также водились в Арабской пустыне и наводили больше страха, чем львы и леопарды, когда камнем падали человеку на грудь, пронзая ее клювом. Арабские охотники научились изготавливать защитные нагрудники, плетенные из лыка, в которых застревали смертоносные клювы, и человек мог свернуть голову напавшей на него птице… По некоторым свидетельствам, стимфалийские птицы были женщинами… которых Геракл убил за то, что они отказали ему в гостеприимстве».

СТРИГИ (СТРИНГИ)

В римской мифологии ведьмы, потомки гарпий, нападавшие ночами на младенцев в облике сов‑сипух. Овидий в «Фастах» говорит:

Хищных порода есть птиц, не тех, что томили Финея

Голодом жутким, но тех, что происходят от них:

Головы их велики, очи зорки, а клюв беспощаден,

В крыльях видна седина, крючьями когти торчат.

Ночью летают, хватают детей в пеленах колыбельных

И оскверняют тела этих младенцев грудных.

Клювами щиплют они, говорят, ребячьи утробы

И наполняют себе выпитой кровью зобы.

Впрочем, Петроний в «Сатириконе» утверждает, что стриги всего‑навсего подменяют младенцев, оставляя родителям соломенные чучела: «…помер у самого у нашего наперсничек – жемчужинка, и умница, и все что хотите. Как, значит, по нем мать‑то бедняжка заголосила, да и многие из наших тогда пригорюнились, а ведьмы как начали – словно собаки по зайцу гонять… Только мать захотела мертвенького сынишку обнять, тронула – а там, видит, чучело соломенное лежит! Ни тебе сердца у него, ни кишок, ничегошеньки! Видно, ребенка‑то ведьмы сцапали да заместо него куклу соломенную подсунули».

СФИНКС

Олицетворение тайны, сокровенной мудрости, символ оккультных наук. По греческому мифу, Сфинкс (Сфинга) – чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной. У Сфинкс тело льва, птичьи крылья, а грудь и голова – женские. Богиня Гера наслала Сфинкс на Фивы. Чудовище расположилось на горе близ города и каждому, кто проходил мимо, задавало свою загадку – «Какое из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не сумевших отгадать Сфинкс убивала. Единственным, кто смог ответить на ее вопрос, оказался Эдип. Сфинкс пришла в ярость, бросилась в пропасть и разбилась.

В ранней версии мифа чудовище звали Фикс. Павсаний сообщает: «Если идти дальше, то будет гора, откуда, говорят, Фикс делала нападение и губила тех, кто попадал в ее руки и кому она задавала свою смертоносную загадку. Другие же говорят, что она блуждала по морям, как морская разбойница, с войском и флотом… и, захватив гору, занималась разбоем, пока ее не уничтожил Эдип, подавив многочисленностью войска, с которым он пришел из Коринфа».

Победа Эдипа над Сфинкс трактуется как торжество мужского начала над женской жадностью и «ужасной матерью» (в терминологии К.Г. Юнга).

Т

ТАВРОБОЛИИ

Религиозный обряд малоазийского происхождения: участник обряда стоял в яме, а над его головой убивали быка. Этот обряд был призван очистить человека от грехов и способствовать его возрождению к новой жизни.

ТАММУЗ (ДУМУЗИ)

Переднеазиатское божество плодородия, бог‑пастух, умирающий и воскресающий бог.

Культ Таммуза получил распространение в сиро‑палестинском регионе. Согласно Библии (Иезек. 8, 14), у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины оплакивали Таммуза.

В Греции и Риме Таммуз отождествлялся с Адонисом.

ТАНАТОС (ФАНАТ)

Греческое божество смерти. Хитрому Сисифу, по мифу, удалось заковать Танатос и продержать в плену несколько лет, в течение которых люди перестали умирать.

ТАРКВИНИИ

Двое римских царей из этрусского аристократического рода – Тарквиний Приск и Тарквиний Гордый. Первый одержал победу над сабинянами и латинами, построил в Риме храм Юпитера и Большой цирк, а второй «прославился» жестокостью своего правления: его сын, по Ливию, насильно овладел добродетельной Лукрецией, что привело к изгнанию Тарквиния из Рима и низвержению царской власти.

ТАРПЕЯ

В римской традиции дочь Спурия Тарпея, которому во время войны Ромула с сабинянами была вверена оборона римской цитадели в Капитолии. Царь сабинян Тит Таций, подкупив Тарпею обещанием дать ей то, что сабинские воины носили на руке (золотые браслеты и кольца), уговорил ее отворить ему ворота крепости. Ромул приказал сбросить Тарпею со скалы, получившей название Тарпейской. С этой скалы потом сбрасывали виновных в наиболее тяжких преступлениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86