Новое открытие земли гигантов - Греция - храмы, надгробия и сокровища - География
Группа немецких археологов сначала не увидели ничего особенного в очередных осколках древнегреческой керамики. Но собранные воедино эти черепки стали одним из самых нашумевших археологических открытий. Немцы откопали их на Олимпийской равнине — бывшей арене Олимпийских игр древности. Здесь стоял некогда замечательный храм (датируется 460 годом до н. э.) — святилище Зевса, отца богов. Археологи работали уже пять сезонов, с 1954 по 1958 год, в поисках следов мастерской афинского скульптора Фидия — именно в ней он создал свое величайшее и самое крупное по размеру творение: статую Верховного Божества из золота и слоновой кости, которая определяла интерьер храма.
Немногие из древних колоссов дошли до наших дней, но часть скульптур Фидия для Парфенона уцелела и бесспорно свидетельствовала об авторитете Фидия как лучшего скульптора античности. До него никому из художников не удавалось придать столь божественный облик человеку и одновременно столь человеческий облик богам. В древности говорили, что только Фидий воссоздал точный образ богов и открыл его людям.
Фидий изобразил Зевса сидящим на троне, ноги божества покоятся на скамье, украшенной резными львами. Голову бога скульптор увенчал венком из оливковых ветвей, а в правую руку вложил скипетр, увенчанный орлом. Это произведение, которое было уничтожено пожаром в 462 году н. э. (в IV веке н. э. статую перевезли в Константинополь), оказывало такое мощное воздействие на тех, кто его видел, что античные авторы причислили работу Фидия к одному из семи чудес света. Высота статуи достигала 40 футов — это соответствует высоте четырехэтажного дома. Голова Зевса неясно вырисовывалась под самым потолком, так что для посетителей, желающих ее осмотреть, пришлось соорудить в храме специальную подъемную площадку.
Посетил этот храм и греческий географ Страбон, побывавший в Олимпии в первом веке н. э., который был ошеломлен грандиозными размерами божества. "Нам казалось, — пишет этот автор, — что если Зевс встанет, он снесет крышу".
Совершенно очевидно, что скульптура таких размеров должна была собираться на месте, но тогда оставалось загадкой, где именно изготавливались многочисленные детали статуи. Раскапывая площадку у византийской церкви к западу от храма, немецкая группа нашла яму для литья бронзы, а также груды формовочного гипса, отходы слоновой кости, свинца, бронзы, обсидиана и множество отработанных граверных резцов, долот и шпателей — верных признаков когда-то здесь производившихся художественных работ. Но более всего убеждало множество терракотовых изложниц, воспроизводящих драпировку, к которой прибивалась золотая фольга, чтобы имитировать складки одежды Зевса. На некоторых изложницах даже вырезаны номера, и археологи соотносят их с конкретными фрагментами статуи. Немцы были уверены, что откопали мастерскую художника. Но действительно ли в ней работал Фидий? Тут и сказали свое слово упомянутые черепки. Собранные вместе, они сложились в обычную афинскую глиняную кружку, на дне которой была кем-то выцарапана строчка греческим шрифтом пятого века до нашей эры. Надпись, начинаясь на одном осколке и заканчиваясь на другом, гласила: "Принадлежу Фидию".
Открытие представлялось слишком замечательным, чтобы быть правдой. Но микроскопное исследование букв на дне кружки подтвердило их аутентичность и отмело таким образом подозрения о том, что надпись на керамике фальсифицирована сегодняшним мошенником. Археологи могли ликовать: после многолетней кропотливой работы с источниками и терпеливых методичных раскопок у них в руках оказался сосуд, который, возможно, подносил к губам сам Фидий, сосуд, который, может быть, сам художник пометил как собственную вещь. Чувства, охватившие в тот момент ученых, казалось, стерли разделявшие их 2400 лет.