Вновь возникший интерес к Греции объяснялся вовсе не вниманием к стране как таковой, а скорее к ее к

Вновь возникший интерес к Греции объяснялся вовсе не вниманием к стране как таковой, а скорее к ее классическому наследию. Для ученых из Константинополя не было проблем с трудоустройством в Венеции и Риме в качестве преподавателей греческого языка. Изобретение книгопечатания обеспечивало новые возможности распространения знаний, и с печатных станков начали сходить тиражи великих трудов писателей Эллады времен "золотого века".

В дальнейшем, однако, знакомство с античной культурой усилило интерес и к самой Греции. Бесстрашные путешественники полагали своим долгом заниматься поиском того, что здесь сохранилось от античности. Самым преданным этой идее оказался Чириако Пицциколли, известный историкам как Чириако из Анконы — по названию порта на Адриатическом побережье Италии, где он родился в 1391 году. Как купец, Чириако совершал множество деловых поездок. "Меня сжигало страстное желание увидеть мир, — писал он, — находить монументы античности, разбросанные по всему миру; это всегда было главной целью моих исследований".

Неустанно следуя своей цели, Чириако заполнил шесть блокнотов воспроизведенными надписями и рисунками с изображениями храмов, скульптур и других памятников материального наследия античности. Блокноты, как принято считать, погибли при пожаре в 1514 году, сохранился всего лишь один фрагмент, написанный его рукой. Но и этого достаточно, чтобы Чириако — который оценил важность материальных свидетельств, в то время как большинство исследователей собирали классические рукописи, — был признан учеными отцом греческой археологии.

Последнее упоминание о Чириако в истории — пример исторической иронии. В 1453 году турки-османы захватили Константинополь, положив конец тысячелетнему существованию Византийской империи. Современник повествует о том, что со свойственной ему дипломатичностью Чириако накануне решающего штурма города цитировал Мехмеду Завоевателю греческих и римских классиков.

Таким образом, Чириако, помимо воли, способствовал завершению целой эпохи: независимо от пристрастия Мехмеда к трудам античных классиков, победа турок снова отрезала Грецию от Запада. Вскоре после падения Константинополя в руки османов перешли также франкские владения в материковой Греции. На захваченных турками землях оказались и Афины, где в 1460 году мусульманские властители дополнили Парфенон минаретом, превратив в мечеть древний храм Афины Паллады. Попытки османов расширить новые владения и вытеснить с греческих островов венецианцев привели, однако, к войне между этими державами, не прекращавшейся два последующих столетия.

Турки возобладали, и покоренные ими острова также оказались отрезанными от Запада на целых 150 лет. Получить сведения о том, что происходило в Греции, стало чрезвычайно трудно. Профессору Тюбингенского университета Мартину Краусу в середине XVI века пришлось искать корреспондентов в Константинополе и в Греции, чтобы только убедиться: Афины еще не исчезли.

Оторванность Греции от Запада, тем не менее, ничуть не повлияла на неустанный интерес к классической культуре. Мода на античность только усилилась: все, кто имел деньги и власть, состязались в создании лучших коллекций. Вскоре каждый правитель на Европейском континенте, сколько-нибудь претендовавший на наличие вкуса, уже просто обязан был иметь хотя бы несколько классических скульптур. Когда оригиналов не хватало, монархи довольствовались копиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16