В Англии дальнейшему росту интереса к Греции послужило созданное в 1730-х годах "Общество дилет
В Англии дальнейшему росту интереса к Греции послужило созданное в 1730-х годах "Общество дилетантов" — небольшой кружок состоятельных любителей искусства. Ученые смеялись над вновь созданным обществом, утверждая, что у его членов две цели: "официальная цель — Италия, и практическая — пьянство". Некоторое время, не реагируя на оппонентов и попивая в свое удовольствие, "дилетанты" ничего не предпринимали, чтобы опровергнуть своих критиков. Но в 1749 году сии джентльмены наконец начали осуществлять проект, отвечавший их более возвышенным интересам и имевший целью научное описание древних сооружений в Афинах силами художника Джеймса Стюарта и архитектора Николаса Реветта.
На средства "Общества" Стюарт и Реветт провели в Афинах почти два года, расчищая и изучая античные постройки. "Мы тщательно, вплоть до самого фундамента, исследовали каждое сооружение, с которого делали рисунки, — писали они в "Афинских древностях" — четырехтомном отчете о своей работе. — Чтобы осуществить это, нам приходилось, как правило, убирать большое количество земли и мусора. Иногда данные операции требовали весьма значительных расходов". Стюарт и Реветт купили и снесли, например, дом, который мешал им рассматривать рельефные изображения, некогда украшавшие прославленную башню ветров: 12-метровое восьмигранное сооружение, которое было воздвигнуто в первом веке до н. э. и на котором были установлены водяные часы. На месте снесенного англичане поставили новый дом, имевший окно, расположенное таким образом, чтобы обеспечить путешественникам наилучший обзор рельефов.
Хотя "Афинские древности" вышли ограниченным тиражом, они все же оказали существенное влияние на умы. Со времен Возрождения многие архитекторы стремились превзойти своих античных предшественников, но образцом для соперничества служили, в основном, римские здания. Теперь же возникла мода на греческие сооружения. Уменьшенные реплики эллинских храмов (часть таких копий по возвращении в Англию изготовили сами Стюарт и Реветт) выросли в садах, окружавших дома знати; города Европы украсились церквями и светскими общественными зданиями с портиками, колоннады которых повторяли колоннады Парфенона. Новое художественное течение достигло даже американских берегов: возрожденная греческая архитектура тут и там являлась в пейзажах северо-востока, где для церквей и домов заимствовали из прошлого колонны и фронтоны.
Неоклассицизм (так назвали этот стиль) получил теоретическое обоснование в трудах немецкого историка искусств, работавшего практически одновременно со Стюартом и Реветтом. Но если англичане исследовали памятники самой Древней Греции, то исследования Иоганна Иоахима Винкельмана ограничивались греческим наследием в Риме и раскопками во вновь открытых Помпеях и Геркулануме. Увиденное позволило ему впервые разделить эллинское искусство на периоды и школы и убедило, что античные римские скульптуры в лучшем случае талантливые копии, а в худшем — скверное подобие греческих оригиналов. Подобные выводы с неизбежностью должны были вызвать переворот во взглядах на обе древние культуры. "Единственный для нас путь к величию, — писал Винкельман, — это подражать грекам". Его высказывание и стало лозунгом неоклассицизма.
К началу XIX века работы Винкельмана, Стюарта и Реветта, а также их последователей еще больше разожгли интерес к Греции и ее культуре. Однако условия для путешествий в Элладу попрежнему были затруднительны, и многие вопросы относительно исторической географии страны оставались без ответа. Спустя три с половиной столетия после первых открытий Чириако из Аконы все еще не было уверенности в географической точности мест, упомянутых классическими авторами.