В этом и состоит волшебство археологии. Она может приблизить давно умерших людей, как бы вновь верну
В этом и состоит волшебство археологии. Она может приблизить давно умерших людей, как бы вновь вернуть их к жизни. Благодаря совершенствованию раскопок и использованию новейших технологий на объектах, разбросанных по всему эллинскому миру, сейчас мы знаем об античной Греции больше, чем когда бы то ни было. Многие находки при этом заставляют по-новому взглянуть на прошлое, требуют коренного пересмотра прежних теорий. Археологи, работавшие на эгейском острове Эвбея, например, обнаружили доказательства того, что древнее население острова, жившее здесь три тысячелетия тому назад, не было, как до сих пор считалось учеными, оторванным от остального мира, отсталым и погрязшим в дикости, напротив, оно вело богатую, насыщенную жизнь и весьма преуспевало, обмениваясь товарами даже со столь удаленными странами, как Кипр и Финикия.
Удивительно, что предстоит еще многое узнать о народе, казалось бы, хорошо изученном, — об античных греках. Но, как часто бывает, если самих изучаемых уже нет и нет прямых свидетельств о них, возникает множество мифов и полуправд. Сегодня археология вносит поправки в некоторые из легенд. Ведь было даже время, когда о греках почти забыли, когда земля, которую они считали своей, вдруг исчезла за столь же непроницаемым занавесом, как и тот, что разделил современную Европу в годы "холодной войны". Эллины вновь привлекли к себе внимание лишь с новой волной интереса к историческим знаниям — хотя этот интерес и не всегда идет на пользу истории или сохранившимся памятникам.
Страстное увлечение Грецией и всем греческим породило своего рода охоту за сокровищами. Приезжавшие сюда путешественники часто пытались увезти с собой какой-либо сувенир из классического- прошлого. Хотя в этом их, пожалуй, никак нельзя считать пионерами. Римляне, завоевавшие Элладу во втором веке до н. э., воспринимали — поначалу, по крайней мере, — греческие произведения искусства как вполне законные военные трофеи. Полководец Луций Эмилий Павел, например, возвратился триумфатором из кампании 168 г. до н. э. и привез ни много ни мало 250 повозок, груженных статуями, картинами и металлическими вазами. Позднее расцвела экспортная торговля, и множество судов, наполненных художественными сокровищами, поднимали паруса, направляясь в Италию, где мастера успешно постигали технологию копирования греческих работ. И до того времени, пока уже в нашем веке не подняли затонувший корабль с эллинской бронзой, скульптуру греков воспринимали, в первую очередь, через римские реплики.
Эта мода на скульптурные изображения наглядно демонстрирует, сколь благоговейно Рим относился к покоренным культурам. Вспомним римского поэта Горация: "Порабощенная Греция очаровала своего жестокого поработителя". Греческая мысль скоро возобладала в римском образовании, а греческая лексика — в латинском языке. Даже новый литературный жанр — путеводитель — обязан своим рождением эллинскому влиянию.
Бронзовые инструменты скульптора, которые когда-то, предположительно, держал в руках сам Фидий, добыты из груды античного хлама на месте его мастерской в Олимпии. Рядом — найденное там же дно кружки с именем мастера. В том, что надпись оригинальна, археологи убедились после микроскопного исследования, подтвердившего, что она сделана раньше, чем кружка дала трещину, то есть не могла быть фальсифицирована в новейшее время.