В XVII столетии отношения между Османской империей и европейскими державами несколько потеплели. Нем
В XVII столетии отношения между Османской империей и европейскими державами несколько потеплели. Немногочисленные путешественники-европейцы снова могли посещать Грецию. Большинство из них предпринимали поездки исключительно в поисках произведений искусства, например англичанин Уильям Петти. Более 200 предметов доставил он графу Арунделскому — известному знатоку римской и греческой скульптуры, но прежде Петти потерял значительное число мраморных работ при кораблекрушении и подвергся томительному ожиданию в тюрьме, пока турецкие власти выясняли, не шпион ли он.
Маркизу де Нуантелю — послу, направленному в Левант для установления отношений между Францией и османами, не пришлось переносить подобных испытаний. В 1674 году благодаря официальному статусу он вместе с художником Жаком Каррье получил возможность осмотреть Афины и афинский Акрополь. Дипломату повезло, ибо тринадцатью годами позже вновь вспыхнул огонь вражды между Османской империей и Венецией, в разгар военных действий артиллерийский снаряд угодил в Парфенон, где турки хранили боеприпасы. От детонации они взорвались, и многие из фидиевых скульптур взлетели на воздух. Утерянное теперь уже навсегда осталось запечатленным лишь в тщательно выполненных карандашных рисунках Каррье.
Oдин из серии рисунков французского художника XVII века Жака Каррье, На рисунке изображен фрагмент западного фронтона Парфенона. Ясно видны детали скульптурной композиции, жестоко пострадавшей позднее при захвате Афин Венецией (в 1687 году) — венецианцы пытались снять скульптуры. Композиция представляет состязание между Афиной Палладой и Посейдоном.
В том же году, когда Каррье и Нуантель посетили Парфенон, еще один француз совершил длительную поездку по Элладе и представил затем самые подробные сведения о том, что осталось от классической греческой архитектуры и скульптуры со времен Павсания. Жак Спон, сын врача из Лиона, провел в странствиях по Греции почти целый год. Он останавливался на несколько дней в совершенно заброшенной сельской местности: из еды порой приходилось довольствоваться только дикими растениями и кроликами, которых ему и его спутнику-англичанину удавалось поймать. Одним словом, питание оставляло желать лучшего, "Нетрудно понять, что постоянное употребление в пищу в огромном количестве свежих огурцов, даже приправленных кислым молоком, убьет и лошадь, — жаловался Спон. — Однако все, кто бывал в Леванте, знают: для здешних турок это чуть ли не самый большой деликатес". Несомненно, он описывает суп из кефира и огурцов, по сей день весьма любимый в Греции и Турции.
К чести француза, "продовольственные" проблемы и даже постоянный риск быть принятым за шпиона не помешали Спону выполнить поставленную им самим перед собой задачу. В ходе путешествия он скопировал более 2000 античных надписей и использовал полученные из них сведения для идентификации многих географических объектов, первоначальные греческие названия которых считались утерянными. Итогом всех приключений Спона стала книга "Путешествие в Италию, Далмацию, Грецию и Левант", переведенная на несколько языков и ставшая популярной среди возраставших числом ученых и туристов, последовавших его примеру в XVIII столетии.
Тогда уже в определенной степени сказалось влияние интеллектуального движения, известного под названием Просвещения, которое, среди прочего, боролось и с религиозной нетерпимостью. Разрыв между христианской Европой и Османской империей с ее исламом уже не вызывал прежних страстных идеологических распрей. Наступила эпоха дальних странствий, предполагалось, что сыновья богатых родителей должны путешествовать с целью завершения своего образования. Хотя такие маршруты обычно ограничивались столицами и художественными центрами Западной Европы, находились все же и искатели приключений, стремившиеся исследовать классический мир, который прежде был известен им только по учебникам.