Этот женский скелет, запорошенный пылью тысячелетий и лежащий среди керамической посуды ("геоме

Этот женский скелет, запорошенный пылью тысячелетий и лежащий среди керамической посуды ("геометрический" рисунок на предметах относится к восьмому веку до н. э.), найден на афинской Агоре. Захоронение произошло примерно за 200 лет до того, как это место стало центром общественной жизни. На рисунке археологов, справа, могила и ее содержимое показаны во всех деталях.

В последующие годы ряд честолюбивых деятелей "голубой крови" пытались утвердиться в качестве полновластных правителей, или тиранов. Среди них — Писистрат, после 570 года до н. э. дважды захватывавший власть в Афинах, но оказавшийся неспособным ликвидировать хаос в городской экономике и потому изгнанный. Прочно утвердился Писистрат только в 545 году до н. э., когда от серебряных рудников в Македонии получил достаточно денег для вербовки послушных ему наемников. Вновь заняв главное кресло Афин, тиран предпринял шаги для защиты торговых путей, которые связывали Афины с территориями, где колосились поля пшеницы (теперешний юг России) и шумел строевой лес (Македония), .он также начал осуществлять строительную программу, призванную укрепить его авторитет в глазах подданных. При раскопках найдены следы осуществленных проектов Писистрата — в том числе акведук (по нему в столицу поступала вода), храм бога вина Диониса и грандиозный храм Зевса, величайшего из богов.

"Впервые со времен микенских дворцов, — говорит Камп, — у афинян появились предпосылки для развития монументального искусства: сильная централизованная власть и сосредоточенные в ее руках богатства". Призванные, безусловно, прославлять образ тирана как в Афинах, так и в иных землях, эти сооружения, однако, с объективной точки зрения должны были вызывать чувство гордости у рядовых афинян и способствовать тому, чтобы они отождествляли себя с государством. Вплоть до своей смерти (в 528 году до н. э.), хотя и не дав обещанных свобод, Писистрат прилагал усилия к модернизации общественной жизни. Годы его правления сыграли важнейшую роль как в развитии экономики Афин, так и в становлении гражданского самосознания.

Едва ли можно сомневаться в том, что сам тиран прекрасно понимал возраставшее значение "афинизма". По мнению историков, Писистрат всячески поощрял его, видя в нем не только орудие подрыва влияния аристократических семейств, но и средство сплочения всех городских классов и группировок под его личным правлением. Археологи нашли, например, многочисленные надписи и произведения искусства в честь Афины в святилищах того времени: можно предположить, что возвеличивание роли этой богини в качестве покровительницы города стало следствием тщательно организованной кампании по внедрению образа богини Афины в религиозное сознание народа. Тем самым Писистрат принижал многочисленных местных божков, которым по традиции поклонялись различные знатные семейства города.

Громадные камни мостовой все еще лежат на одном из участков Панафинейской дороги, которая связывала Агору с Акрополем. Благодаря этому "проспекту" осуществлялось повседневное сообщение между двумя главными центрами Афин, а кроме того, по тому же пути протяженностью в 999 метров во время важнейших общественных и религиозных празднеств двигались торжественные процессии.

Для того чтобы поклонение Афине и любовь к ее городу вросли в самую ткань городской жизни, Писистрат сделал торжественное празднество ежегодным. Впечатляющие соревнования в силе, быстроте и искусстве владения оружием стали сопровождаться музыкальными конкурсами, состязаниями чтецов гомеровского эпоса, скачками с факелами и даже парусной регатой в гавани. А раз в четыре года с Агоры — ставшей средоточием общественной жизни — направлялась грандиозная процессия к Акрополю. Писистрат организовал также Дионисии — ежегодный фестиваль драматургов в дни весеннего праздника бога Диониса, способствуя превращению города в центр культуры и искусств и еще более укрепляя в гражданах осознание уникальности Афин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14