Целла — главная часть храма, прямоугольное сооружение в самой его середине — состояла из двух залов.
Целла — главная часть храма, прямоугольное сооружение в самой его середине — состояла из двух залов. Название западного — Парфенон ("комната дев"), распространялось на весь храм уже в четвертом веке до н. э. Считается, что первоначально помещение в западной части храма предназначалось для тех немногих смертных, чьей привилегией было служить богам, но позднее его использовали для более важных мирских надобностей: там находилась сокровищница Афинской империи.
В восточном зале, большем по размеру, стояла еще одна статуя Афины работы Фидия: высотой в 11,9 метра, выполненная из дерева, золота и слоновой кости. Так же как и бронзовую Афину, ее увезли в Константинополь, где она исчезла. Тем не менее по античным монетам, римским копиям и от Павсания ученым известно, что Фидий изобразил богиню в виде воительницы в шлеме, а рядом поместил извивающуюся змею, символизирующую могущество Афины. В левой руке она, по воле скульптора, держала щит и копье, а в правой — фигуру крылатой богини победы Ники высотой 1,8 метра.
По наружным стенам целлы тянулся фриз общей длиной 160 метров с изображением Панафинейской процессии. Начинаясь над узким портиком с колоннами у западной стены, барельефы насчитывали более 200 фигур: всадников, возничих на колесницах, музыкантов, городских старейшин, факелоносцев и жертвенных животных. Двигаясь на восток вдоль южной и северной сторон, участники шествия попадали в компанию богов на противоположной стороне над другим портиком, зеркально отражавшим западный.
Сорок шесть колонн (каждая диаметром в основании более 1,8 метра и более чем 9,7 метра высотой) опоясывали храм, поддерживая наклонную крышу, они в то же время затрудняли находившимся снаружи Парфенона зрителям обзор фриза целлы. Выше колонн располагался еще один фриз с изображениями богов, бьющихся с титанами, и греческих героев, сражающихся с кентаврами и другими мифологическими персонажами. Картины были выполнены в технике горельефа на 92 мраморных метопах, которые разделялись триглифами — каменными плитами с тремя вертикальными прорезями.
Над метопами по фасаду и с тыльной стороны здания на фронтонах располагалось около 50 мраморных статуй. На восточном фронтоне, согласно Павсанию, находилось изображение рождения Афины Паллады, а на западном — ее борьба с богом морей Посейдоном за обладание Афинами. Изучив, например, такой памятник, как храм Зевса в Олимпии, специалисты знают, что скульпторы редко удосуживались до конца обработать заднюю поверхность статуй на фронтонах зданий, поскольку она была попросту невидимой для наблюдателя снизу. Однако художники, высекавшие фигуры для Парфенона, обработали их так, словно предназначали для экспозиции на уровне земли, словно они были уверены в том, что с небес их работу будут оценивать боги.
Но еще больше удивляет, если верить Плутарху, скорость возведения главных сооружений Акрополя. "Для завершения каждого из них, думали люди, потребуются жизни нескольких поколений, — пишет историк, — однако они были полностью построены на протяжении времени всего лишь одного правления". Об этом же говорят и ежегодные отчеты, выполнявшиеся комиссией граждан, которая следила за расходами по проекту Парфенона. Вырезанные на найденных деталях каменных плит записи показывают, что платежи за добычу мрамора на горе Пентелик, примерно в 16 километрах к северо-западу, и доставку его на Акрополь начались в 447 году до н.э. Колонны Парфенона упомянуты в расчетах за 441 год, то есть можно предположить, что строительство колоннады тогда уже велось. И всего три года спустя, в 438 году, афиняне освятили фидиеву статую девы из золота и слоновой кости. К этому времени, утверждают ученые, над головой Афины уже должна была быть возведена крыша, а фриз целлы и метопы — не только изваяны, но и установлены.