Не обращая внимания на обвинения в том, что политическая жизнь города превратилась "в демократи

Не обращая внимания на обвинения в том, что политическая жизнь города превратилась "в демократию по названию, а на деле в правление первых граждан", а также в том, что афиняне, присвоив себе роль казначея Делосского союза, открыто злоупотребляют его средствами, Перикл направил деньги союзников на возведение зданий суда, колоннад вокруг рыночных площадей, театров и гимнасиев как в Афинах, так и за их пределами. Начальствовать над строительными работами он назначил прославленного скульптора Фидия. Затем, пренебрегши прежней клятвой жителей города оставить Акрополь в руинах, Перикл нанял известнейших скульпторов того времени, чтобы превратить его в величайшее "чудо света".

Такие остраконы (черепки) использовали афиняне при голосовании по остракизму — десятилетнему изгнанию политиков, чье возраставшее влияние делало их потенциальными диктаторами. Собравшиеся на голосование граждане приносили с собой осколки посуды: на них было нацарапано имя того, кого данный гражданин считает нужным устранить из политической жизни. На левом остраконе — имя Перикла, на правом — Фукидида (возможно, деда великого историка, носившего то же имя).

На месте простого архаического въезда воздвигли монументальные ворота, детали которых найдены археологами в западной части холма. Это сооружение эпохи Перикла называлось Пропилеями и замыкало спускавшуюся вниз центральную дорогу, предназначавшуюся для колесниц: по сторонам высились портики с колоннами, размеры сооружения достигали примерно 7,6 метра в высоту и около 4,3 метра в ширину. Над головой, если верить путешественнику второго века н. э. Павсанию, на сводах мраморного потолка мерцали на голубом небе золотые звезды. "Великолепие этого редчайшего сооружения, — писал Демосфен, — было даже излишне великолепным".

Примерно в 40 метрах к востоку от Пропилеи, почти выходя на центральную дорогу, возвышалась монументальная бронзовая Афина, созданная Фидием между 465 и 455 годом до н. э. в ознаменование победы афинян при Марафоне. Эта статуя — ее называли Афина Промахос ("Предводительница в битвах") — к несчастью, была, видимо, вывезена в Константинополь, где следы ее и затерялись; ученым мало что известно о ней кроме того, что скульптура возвышалась на подиуме, детали которого еще сохранились, и что Афина была в шлеме, а в руках держала щит и копье. Согласно Павсанию, размеры статуи были столь велики, что позволяли морякам различить гребень на шлеме богини и острие копья, когда их суда проходили мимо мыса Сунион — самой южной точки Аттики, в 60 километрах от Афин.

Еще в 48 метрах к востоку от Афины Промахос, на священном месте, где семью веками раньше стоял дворец правителя микенских Афин, Перикл решил возвести изящный храм под названием Эрехтейон. Предназначенное для алтарей Зевса, Посейдона и бога кузнечного ремесла Гефеста, а также служившее обителью древней деревянной культовой статуи Афины, это сооружение являет собой редкое собрание множества архитектурных диковин, в числе которых два замечательных портика на западной стороне здания.

Квадратные проемы в потолке и в полу северного портика оставил по преданию трезубец Посейдона, в южном же портике вместо колонн крышу поддерживали шесть прекрасных мраморных девкариатид. Хотя складки их одежд ниспадают по-разному и позы отличаются одна от другой (три кариатиды опираются на правую ногу, а три — на левую), все кариатиды смотрят на юг, на прекраснейшую из оставленных Периклом жемчужин — святилище Афины с великолепными колоннами. Его воздвигли над южным склоном Акрополя Калликрат, отвечавший за работы на Длинных стенах, и Иктин, по проекту которого строили храм Аполлона в Бассах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14