292 Границы, или Расширительное понимание Средиземноморьякоторая углубляется в Альпы, проходит через

292 Границы, или Расширительное понимание Средиземноморья

которая углубляется в Альпы, проходит через ущелье Круаз-От и через Систерон также достигает Экс-ан-Прованса.

Из Лиона в Париж ведут три маршрута: один из них проходит через Роан и идет вдоль Луары, по крайней мере, до Бриара233 и далее до Орлеана; два его ответвления разделяются в Шалоне, одно из них направлено на Дижон и Труа, а второе — на Оксерр и Сане.

К этой сети дорог на востоке и на севере добавляются еще пути со­общения Средней Европы. Две дороги ведут из Лиона в Италию через Гренобль или Шамбери; они соединяются у Мон-Сени и за Сузским переходом, открывающим доступ в Италию как торговцам, так и солда­там. Суза — один из самых оживленных транспортных узлов в Альпах, пункт назначения и отправки вьючных караванов, или, как тогда го­ворили «больших экипажей». Еще одна или две дороги ведут через Юрские горы на Рейн, и две дороги — в Антверпен, одна через Ло­тарингию, другая через Шампань.

Очень важно, что дорожная сеть французского перешейка отклоня­ется к востоку, в область самых оживленных сообщений, и мы можем продемонстрировать это по меньшей мере, на двух примерах. Первый пример: по расчетам, выходит, что между 1525 и 1535 годами, когда ус­пехи Марселя были довольно скромными, Лион получал значительную часть перца и пряностей еще через Мон-Сени. Второй пример: важ­ность связей с Антверпеном234 убедительно показана на карте, ил­люстрирующей перераспределение товаров, принадлежащих француз­ским купцам, в Антверпене; эти товары прибывают в порт Эско по су­ше или по морю или они складируются там, очевидно, происходя не толь­ко из Франции, но и из других мест. Связь во всяком случае налицо.

Французские маршруты отклоняются также к юго-западу, в сторону Испании. Я уже упоминал дорогу через Бокер. Оживленная дорога устремляется через Лион к Байонне, она пересекает Центральный мас­сив в Лиможе и скрещивается с большим трактом, ведущим из Парижа в Испанию. Этот великий путь начинается в столице на улице Сен-Жак, ^ но во второй половине XVI века он представляет собой не просто | старинный маршрут паломников к святому Иакову Компостельскому, Д но одну из главных осей Франции. Это положение хорошо иллюстриру­ет книга Фрэнка Спунера235: весь атлантический Запад, безусловно, за­тянут в сети испанского серебра, важным, но не единственным каналом

р. Шельды.

Европа и Средиземное море

293

поступления которого является Байонна благодаря своей роли погра­ничного пункта. Другим был Ренн благодаря плаваниям бреюнских лодок, доставлявших хлеб в Лиссабон и Севилью . С этим изоби­лующем серебряной монетой Западом невозможно сравнивать бедную Бургундию, остающуюся наедине со своими медяками236 .

аршпьи Венеция

Иерчел;

20. Лион и торговля пряностями, по некоторым данным за 1525—1534 годы

По статье R Gascon, «Le siècle du commeice des épices à Lyon, fin XVe, fin XVIe siècle», m Annales ESC »juillet-août, 1960 В общем потоке торговых связей Лиона отмечено преобладание путей, ведущих из Марселя и из городка Кьери, расположенного в Альпах

Указанный путь испанского серебра с давних пор приносил Лиону прибыль. Как и Женева, детище итальянского капитализма — а не только гениальное творение Людовика XI, — Лион, город ярмарок и множества ремесел, накапливает полновесную звонкую монету, ко­торая питает активы итальянских купцов во Франции. Это широко и надолго распахнутая дверь для утечки наличности . Но такая утечка стала лишь завершением многообразной активности города. Одним из великих событий в истории Франции было перемещение финансового

294 Границы, или Расширительное понимание Средиземноморья

центра страны из Лиона в Париж237. Этот факт столь же значителен и столь же труднообъясним, как и переход первенства от Антверпена к Амстердаму. Короче говоря, обсуждая проблемы французского пере­шейка, мы рано или поздно переходим к обсуждению проблем всего пространства Франции, хотя сперва в этом можно было усомниться.

Очертив такую схему, мы можем вернуться к Ронскому коридору, который касается Средиземноморья в первую очередь. По течению ре­ки осуществляется интенсивное движение. Жители Оранжа, построен­ного в отдалении от Роны, в 1562 году вынашивают планы прорытия канала до Камаре238, чтобы приобщиться к речным перевозкам. Пред­метом этих перевозок является хлеб, в первую очередь из Бургундии, который путешествует в бочках (как и в другой винодельческой облас­ти, Тоскане) и направляется в Арль. Благодаря этим перевозкам Про­ванс издавна был важным поставщиком зерна на Средиземноморье. Для французского короля прованский хлеб часто становился средством воздействия на генуэзцев. Но после 1559 года широкомасштабный экс­порт иссякает, за редким исключением, таким как сплав груженных хле­бом барж от Авиньона до Рима. Стало ли потребление хлеба из Прованса и с берегов Роны ограничиваться с этих пор местными нуждами? Примеча­тельно, что на речных судах наряду с бочками с зерном перевозились brocz* каменного угля (происходящие, без сомнения, из Алесского бассей­на), благодаря чему Марсель в XVI веке, возможно, обладал уникальной для Средиземноморья привилегией отапливать свои дома углем239 .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41