Кочевничество имеет более древнее происхождение, чем отгонное животноводствоПо данному нами определе

Кочевничество имеет более древнее происхождение, чем отгонное животноводство

По данному нами определению, перегоны скота являются только одной из форм, введенной в правила и как бы испытанной, средизем­номорской пастушеской жизни, протекающей как на равнинах, так и на горных пастбищах. Эта испытанная форма представляет собой резуль­тат длительной эволюции. Даже самое беспорядочное передвижение стад сопровождается перемещением только одной группы населения, специализирующейся на скотоводстве. Это предполагает существова­ние разделения труда, повсеместное распространение земледелия, сле­довательно, пахотных полей, за которыми нужно ухаживать, постоянных жилищ и деревень. Часть населения последних, в зависимости от вре­мени года, отправляется либо на равнину, либо в горы. Многие иссле­дования, посвященные XVI веку, показывают такие наполовину обез­людевшие деревни, где остаются только старики, женщины и дети.

Кочевники, напротив, все перевозят с собой на огромные расстоя­ния: людей, скотину и даже дома. Однако в их странствия никогда не бывают втянуты, как при сезонных перегонах, громадные массы овец. Небольшие стада кочевников растворяются в безбрежном про­странстве иногда очень маленькими группами. На сегодняшний день кочевники — правда, в Средиземноморском регионе сохранились толь­ко их разрозненные остатки — это дюжина людей, которых встречаешь поздним вечером сгрудившимися у огня в пригороде Бейрута, или

Албанские всадники.

От греч. «мавровлахи», католич. население Северной Далмации.

100

Полуострова: горы, равнины, плоскогорья

5. Места зимовки и летнего выпаса овец в верхнем Провансе в конце XVвека

По книге Thérèse Sclafert, Cultures en Haute-Provence, 1959, p. 134 et 135.

Отгонное животноводство или кочевой образ жизни: два Средиземноморья 101

в Алжире после сбора урожая, среди жнивья — несколько верблюдов, баранов, ослов, две-три лошади, женщины, одетые в красное, и не­сколько черных палаток из козьей шерсти; или еще на равнине Анта-лии в Памфилии, на юге Тавра, два десятка шатров, иногда — но до­вольно редко — расположенных в виде подковы, как этого требует по-

QA1

степенно исчезающая традиция0"1.

Сезонные перегоны скота и кочевничество выглядят разновремен­ными явлениями, порождениями разных эпох — так не следует ли счи­тать второе более древним, чем первое? На наших глазах на всем пус­тынном и полупустынном пространстве, которое окружает юг Среди­земноморья и тянется в сторону Центральной Азии и далее, прививае­мая современными правительствами оседлость превращает потомков древних кочевников в пастухов, ведущих менее суровый образ жизни (в Сахаре, как и в Триполи; в Сирии, как и в Турции и Иране), зани­мающихся, по сути дела, выгоном скота, специализированным видом труда. Таким образом, указанная хронологическая последовательность выглядит правдоподобной. Следует добавить, что в переделах горного Средиземноморья обратные перегоны скота, по всей вероятности, пред­шествовали тому, что географы называют нормальными перегонами.

Такая временная последовательность — кочевничество, обратные перегоны скота, так называемые нормальные перегоны скота — пред­ставляется правдоподобной. Но дело обстоит вовсе не так просто, как может показаться по этой априорной модели. Прошлое было более щедро на катастрофы, на сокрушительные перевороты, чем на длитель­ные периоды спокойного развития. К сожалению, бедствия, случав­шиеся в рассматриваемой нами сфере, известны гораздо хуже, чем по­литические катастрофы.

В самом деле, при более пристальном рассмотрении подробностей функционирования скотоводческих структур оказывается, что нормаль­ные и обратные перегоны скота довольно часто трудно отличить друг от друга. В Верхнем Провансе302 в XV и XVI веках собственники скота с высокогорья (более многочисленные и богатые) и скотоводы равнин используют одни и те же пастбища. В этих условиях две формы сезон­ных перегонов скота отличаются только характером задействованной в них собственности. Тут мы из области географии вынуждены будем перейти к социальным вопросам собственности и даже к вопросам по­литики. Перемещения стад представляют большой фискальный ин­терес, которым не может пренебречь ни одно государство, как правило,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59