50 Мюридизм. Ср. L. E. Houzar, «La Tragédie circassiennne», in: La revue des Deux Mondes, 15—

50 Мюридизм. Ср. L. E. Houzar, «La Tragédie circassiennne», in: La revue des Deux Mondes, 15—6—1943, p. 434—435.

51 Francisco Bermudes de Pedraça, Grenade, 1637, f 95 v°. Цитата и перевод Ренара- Питера Дози, которому принадлежит заслуга открытия этого замечательного тек­ ста (Reinhart-Pieter Dozy, H. des Musulmans d'Espagne, 1861, II, p. 45, note 1). Однако аббат de Vayrac (État présent de l'Espagne, Amsterdam, 1719, I, p. 165) полагает, что эти жители Альпухары, хотя и крещеные, являются морисками, которые «сохрани­ ли свой старый образ жизни, свое платье и особый язык, который представляет со­ бой чудовищную смесь арабского с испанским».

52 В самом деле, святая, будучи ребенком, даже отправляется в один прекрасный день со своим братом в горы в надежде стать там мученицей: Gustav Schürer, Katholische Kirche und Kultur in der Barockzeit, 1937, p. 179; Louis Bertrand, Sainte Thérèse, 1927, p. 46—47.

53 E. Baumann, L'anneau d'or des grands Mystiques, 1924, p. 203—204. Существует огромный материал, отражающий недостатки религиозной жизни

на Корсике: письмо кардинала де Турнона Павлу IV от 17 мая 1556 г. с предложе­ниями об устранении злоупотреблений, Michel François, «Le rôle du Cardinal François de Tournon dans la politique française en Italie, de janvier à juillet 1556», in: Mélanges . de l'École Française de Rome, t. 50, 1933, p. 328; Ilario Rinieri, «I vescovi délia Corsica», in: Archivio storico di Corsica, 1930—1, p. 344 et sq; отец Daniele Bartoli, Degli uomini e de'fatti délia Compagnia di Gesù, Turin, 1847, III, 57—58; Abbé S. B. Casanova, Histoire de l'Église corse, 1931, p. 103 et sq.

55

50!

R. Montagne, Les Berbères et le Makhzen dans le Sud du Maroc, 1930, p. 83.

' Но откуда можно почерпнуть все богатство фольклора этих гор? Упомянем в качестве примера замечательную сказку териелей, приводимую у Leo Frobenius, His­toire de la civilisation africaine, 1936, p. 263 et sq. В ней говорится о далекой стране кабилов, которые занимаются только охотой* а не сельским хозяйством. Где найти связанное с этим же кругом представлений собрание песен горцев? О религиозной жизни Альп и о размещении там еретиков см. G. Botero, Le relation! universal!, Вене­ция, 1599, 111, l, p. 76. О посещении Мезолины кардиналом Борромео ibid., р. 17.

57 IV, 2 часть, Novelle, Лондонское изд., 1791, II, р. 25—43. Местом действия яв­ляется Валь ди Саббья, которая расположена в предгорьях Альп близ Брешии.

Эти соображения подсказаны мне работой Эммануэля Леруа Ладюри «Крестьяне Лангедока», которая находится в печати, с. 407 (Этот труд был опубликован в 1966 г.).

Отгонное животноводство или кочевой образ жизни: два Средиземноморья 123

59 Л. 5. V. Senato, Dispacci Spagna, Мадрид, 6 июня 1611 г., письмо Приули дожу.

60 На нее обращали внимание современники. Loys Le Roy, De l'exellence du gou­ vernement royal, Paris, 1575, p. 37, пишет: «Для страны, покрытой горами, скалами и лесами, с удобными пастбищами, где много/ бедняков, какова большая часть Швейцарии, подходит скорее демократический образ правления. Для равнины, где больше богатых и затных людей, подходящим будет аристократическое правле­ ние». Jean Bodin, Les six livres de la République, 1583, p. 694, сообщает, что Лев Афри­ канский поражается крепкому сложению горцев с Монт-Меджезы в сравнении с ма­ лорослыми жителями равнины. «Благодаря своей силе и крепости эти горцы пред­ почитают свободу для своего народа, как швейцары и граубюнденцы, о которых мы говорили». Средние века, говорит Lorenzo deBradi, La Corse inconnue, 1927, p. 35, бы­ ли на Корсике великой эпохой свободы. «Корсиканец никому не желал отдавать плоды своего труда. Молоко его козы и хлеб с его поля принадлежали только ему». Об этом же И. Тэн в своем Voyage aux Pyrénées, 1858, p. 138: «Свобода укоренилась здесь еще в древности, угрюмой и дикой».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59