Симпатичный очерк «деревни-города» в Греции см. у/. Ancel, Les peuples et nations des Balkans, 1926
Симпатичный очерк «деревни-города» в Греции см. у/. Ancel, Les peuples et nations des Balkans, 1926, p. 110—111. В качестве наглядного доказательства см. у Martin Hurlimann, Griechenland mit Rhodos und Zypern, Zürich, 1938, p. 28, великолепную фотографию греческой деревни Арахова, расположенной на высоте 942 м, на фоне простирающихся ниже террасных полей на склонах Парнаса. Эта деревня известна ткачеством.
Македонских румынах, кутцо-валахах.
L
Отгонное животноводство или кочевой образ жизни: два Средиземноморья 121
39 Paul Arqué, Géographie des Pyrénées françaises, 1943, p. 48, отмечает, что обраба тываемые площади французских Пиренеев, по расчетам генерального инспектора Тьерри, «сопоставимы со средним департаментом». На редкость характерное за мечание, у
40Относительно Корсики см. сердитое письмо Ф. Борромео епископу Аяччо (14 ноября 1581 г., p.p.* Vittono Adami, «I manoscritti délia Biblioteca Ambrosiana di Milano, relativi alia storia di Corsica», in: Archivio storico di Corsica, 1932, 3, p. 81). За этими упреками вырисовывается кочевая жизнь епископа, странствующего по горам с небольшим караваном вьючных животных. Ср. с превратностями путешествия св. Карло Борромео в 1580 г., правда, в Альпах; или с лишениями, испытанными епископом Дакским, пересекавшим зимой заснеженные горы Славонии (его письмо королю, написанное в январе 1573 г. см. у Ernest Charrière, Négociations de la France dans le Levant, 1840—1860, III, p. 348—352). Зимние скитания по горам, соседствующим с Рагузой, представляют собой тяжкое испытание, «последствия которого обычно очень плачевны для здоровья», а то и губительны (12 ноября 1593 г.), документ, опубликованный у Vladimir Lamansky, Secrets d'État de Venise, 1884, p. 104. Еще около 1923 г. требовалось три дня, чтобы доставить товары из Вианы- ду-Каш-телу в устье Лимы (P. Descamps, op. cit., p. 18).
41 René Maunier, Sociologie et Droit romain, 1930, p. 728, видит в кабильской агна-тической семье патриархальное семейство, разновидность римского gens**, хотя, разумеется, сильно измененного. О часто отмечаемой архаичности гор ср. Charles Morazé, Introduction à l'histoire économique, 1943, p. 45—46. О том, что И. Цвиич называет «усовершенствованной патриархальностью» динарийских областей, см. La Péninsule balkanique, op. cit., p. 36. Мне больше по душе его высказывание об островном характере гор (ibid., р. 29). Черногорье, неприступная крепость, и другие высокогорные страны, говорит он, «в социальном смысле напоминают острова». О задруге, другом примере архаического общества, см. R. Busch-Zantner, Albanien, Leipzig, 1939, p. 59.
Barockplastik in den Alpenländern, Вена, 1944. О социальной среде в Альпах см. спорное и оспоренное масштабное исследование A. Günther, Die Alpenländische Gesellschaft, lena, 1930. Интересные замечания делает/. Solch, «Raum und Gesellschaft in den Alpen», in: Geogr. Zeitschr., 1931, p. 143—168.
Ср. прекрасные исследования/. Puig i Cadafalc, L'arquitectura romanica a Cat-alunya (в соавторстве), Барселона, 1909—1918; Le premier art roman, Paris, 1928. ^ P. Arqué, op. cit., p. 69.
В Бетике гораздо больше, чем на плоскогорьях, римлянам способствовал успех в низменной местности, вдоль рек, G. Niemeier, Siedlungsgeogr. Untersuchungen in Niederandalusien, Gamburg, 1935, p. 37. На северо-восток Испании, гористый и сильно удаленный, Рим проникает поздно и с трудом, R. Konetzke, Geschichte des spanischen und portugiesischen Volkes, Leipzig, 1941, p. 31.
^Albert Dauzat, Le village et le paysan de France, 1941, p. 52.
Опубликовано Рода (лат.}.
122
Полуострова: горы, равнины, плоскогорья
47 Comte de Sercey, op. cit., p. 104: «Тем не менее можно видеть танцующих курдских женщин, которые, несмотря на их принадлежность к исламу, не сидят взаперти».
48 См. в следующих главах о морисках, вторая часть, гл. V, и третья часть, гл. III.
49 В гуще Люберона, Лурмарена, Кабриер, Мерендоля и двух десятков других городков, окрестности которых кишат дикими животными —лисами, волками, кабана ми, находят приют протестанты (/. L. Vaudoyer, Beautés de la Provence, Paris, 1926, p. 238). Не станем забывать о присутствии вальденсов в Савойе и на Апеннинах, в королевстве Неаполитанском. Движение катаров, писал Марк Блок, «выродилось в своеобразную секту пастухов-горцев», в: Annales d'histoire sociale, 1940, p. 79.