Симпатичный очерк «деревни-города» в Греции см. у/. Ancel, Les peuples et na­tions des Balkans, 1926

Симпатичный очерк «деревни-города» в Греции см. у/. Ancel, Les peuples et na­tions des Balkans, 1926, p. 110—111. В качестве наглядного доказательства см. у Mar­tin Hurlimann, Griechenland mit Rhodos und Zypern, Zürich, 1938, p. 28, великолеп­ную фотографию греческой деревни Арахова, расположенной на высоте 942 м, на фоне простирающихся ниже террасных полей на склонах Парнаса. Эта деревня из­вестна ткачеством.

Македонских румынах, кутцо-валахах.

L

Отгонное животноводство или кочевой образ жизни: два Средиземноморья 121

39 Paul Arqué, Géographie des Pyrénées françaises, 1943, p. 48, отмечает, что обраба­ тываемые площади французских Пиренеев, по расчетам генерального инспектора Тьерри, «сопоставимы со средним департаментом». На редкость характерное за­ мечание, у

40Относительно Корсики см. сердитое письмо Ф. Борромео епископу Аяччо (14 но­ября 1581 г., p.p.* Vittono Adami, «I manoscritti délia Biblioteca Ambrosiana di Milano, relativi alia storia di Corsica», in: Archivio storico di Corsica, 1932, 3, p. 81). За этими упреками вырисовывается кочевая жизнь епископа, странствующего по горам с не­большим караваном вьючных животных. Ср. с превратностями путешествия св. Карло Борромео в 1580 г., правда, в Альпах; или с лишениями, испытанными епископом Дакским, пересекавшим зимой заснеженные горы Славонии (его пись­мо королю, написанное в январе 1573 г. см. у Ernest Charrière, Négociations de la France dans le Levant, 1840—1860, III, p. 348—352). Зимние скитания по горам, со­седствующим с Рагузой, представляют собой тяжкое испытание, «последствия ко­торого обычно очень плачевны для здоровья», а то и губительны (12 ноября 1593 г.), до­кумент, опубликованный у Vladimir Lamansky, Secrets d'État de Venise, 1884, p. 104. Еще около 1923 г. требовалось три дня, чтобы доставить товары из Вианы- ду-Каш-телу в устье Лимы (P. Descamps, op. cit., p. 18).

41 René Maunier, Sociologie et Droit romain, 1930, p. 728, видит в кабильской агна-тической семье патриархальное семейство, разновидность римского gens**, хотя, разумеется, сильно измененного. О часто отмечаемой архаичности гор ср. Charles Morazé, Introduction à l'histoire économique, 1943, p. 45—46. О том, что И. Цвиич на­зывает «усовершенствованной патриархальностью» динарийских областей, см. La Pé­ninsule balkanique, op. cit., p. 36. Мне больше по душе его высказывание об островном характере гор (ibid., р. 29). Черногорье, неприступная крепость, и другие высокогорные страны, говорит он, «в социальном смысле напоминают острова». О задруге, другом примере архаического общества, см. R. Busch-Zantner, Albanien, Leipzig, 1939, p. 59.

Barockplastik in den Alpenländern, Вена, 1944. О социальной среде в Альпах см. спорное и оспоренное масштабное исследование A. Günther, Die Alpenländische Gesellschaft, lena, 1930. Интересные замечания делает/. Solch, «Raum und Gesells­chaft in den Alpen», in: Geogr. Zeitschr., 1931, p. 143—168.

Ср. прекрасные исследования/. Puig i Cadafalc, L'arquitectura romanica a Cat-alunya (в соавторстве), Барселона, 1909—1918; Le premier art roman, Paris, 1928. ^ P. Arqué, op. cit., p. 69.

В Бетике гораздо больше, чем на плоскогорьях, римлянам способствовал ус­пех в низменной местности, вдоль рек, G. Niemeier, Siedlungsgeogr. Untersuchungen in Niederandalusien, Gamburg, 1935, p. 37. На северо-восток Испании, гористый и сильно удаленный, Рим проникает поздно и с трудом, R. Konetzke, Geschichte des spa­nischen und portugiesischen Volkes, Leipzig, 1941, p. 31.

^Albert Dauzat, Le village et le paysan de France, 1941, p. 52.

Опубликовано Рода (лат.}.

122

Полуострова: горы, равнины, плоскогорья

47 Comte de Sercey, op. cit., p. 104: «Тем не менее можно видеть танцующих курдских женщин, которые, несмотря на их принадлежность к исламу, не сидят взаперти».

48 См. в следующих главах о морисках, вторая часть, гл. V, и третья часть, гл. III.

49 В гуще Люберона, Лурмарена, Кабриер, Мерендоля и двух десятков других городков, окрестности которых кишат дикими животными —лисами, волками, кабана­ ми, находят приют протестанты (/. L. Vaudoyer, Beautés de la Provence, Paris, 1926, p. 238). Не станем забывать о присутствии вальденсов в Савойе и на Апеннинах, в королевстве Неаполитанском. Движение катаров, писал Марк Блок, «выродилось в своеобразную секту пастухов-горцев», в: Annales d'histoire sociale, 1940, p. 79.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59