Но дело обстоит вовсе не так просто. К 1550 году часть функций, выполняемых Генуей на Тирренском мор

Но дело обстоит вовсе не так просто. К 1550 году часть функций, выполняемых Генуей на Тирренском море и в других местах, переходит

Пехоты.

Водные равнины 163

к рагузанцам. Грузовые суда последних обеспечивают перевозку сицилий­ской соли и зерна, а также путешествия на дальние расстояния, в Испанию, на Атлантику и в Левант. Тирренское море стало бы чисто ра-гузским водоемом, если бы не присутствие марсельцев (сначала едва замет­ное, оно ощущается все сильнее с начала 70-х годов XVI века) и не начав­шийся несколько позже подъем Ливорно, питаемого и подстегиваемого од­новременно Пизой и Флоренцией . На нем сказалась расчетливая полити­ка Козимо Медичи, очень скоро проявившего интерес к генуэзской Корсике62. Наконец, через широкий морской проход между Сицилией и Сардинией без конца просачиваются вездесущие берберские корсары; в конце сезона навигации они часто беспокоят северные окраины — берега Савоны, Генуи, Ниццы и даже Прованса. Заградительные меры, прини­маемые тосканцами на острове Эльба, в Порто Феррайо, скорее дают воз­можность оповещать о пиратах, чем останавливать их.

Итак, Тирренский бассейн с его сложной и разнородной струк­турой слишком втянут в общую жизнь моря, чтобы иметь свои резкие отличия, однако он является в известной степени самодостаточным благодаря разнообразию своих ресурсов, которые обеспечивают его почти полностью. Его земли слишком перенаселены или заняты паст­бищами, поэтому хлеб, которым питаются его города, привозят из Си­цилии, и примерно до 1550 года — из Прованса, по крайней мере с территории Прованса, куда он доставляется из Бургундии и из более отдаленных краев. Соль везут из Трапани, сыр с Сардинии, vino greco о latino из Неаполя, солонину с Корсики, шелк из Сицилии или Ка­лабрии, фрукты, миндаль, орехи, а также бочки с анчоусами или тунцом из Прованса, железо с острова Эльба; деньги, капиталы из Флоренции или из Генуи. Все остальное поступает извне: кожа, пряно­сти, красильное дерево, шерсть, и даже соль из Ибисы .

Из этих двух сливающихся и дополняющих друг друга каналов об­щения, из которых один пролегает в отдалении, снаружи, а другой по­близости, именно внутренний канал является более насыщенным. Этим объясняется зашедшее довольно далеко смешение народов, циви­лизаций, языков и искусств. Этим объясняется резкое преобладание мелких судов в здешних относительно спокойных, укрытых от ветров водах. За один год, с июня 1609-го по июнь 1610-го только в ливорнском порту побывало более 2500 лодок или небольших судов63. Огромная

Греческое или латинское вино.

164

Сердце Средиземноморья. Моря и побережья

цифра! Лишь на лодке можно добраться по Тибру до Рима и до его порта Рипа Гранде64 и доставить туда мебель и гардероб епископа, переезжающего в римскую Курию, или бочки с греческим вином, ко­торое какое-нибудь духовное лицо озаботилось в свое время выписать из королевства Неаполитанского. Все статистические данные, как отно­сящиеся к порту Ливорно и очень богатые за интересующий нас пери­од, так и почерпнутые в архивах Чивитавеккьи, Генуи или, наконец, Марселя, свидетельствуют о необыкновенном значении перевозок на малые расстояния: при доставке леса — от мыса Корсо до Ливорно или до Генуи; при доставке железа — из Рио на острове Эльба до того же тосканского порта . Любой груз оказывается на борту этих маленьких судов: барок, саэтт, laudi, liuti, тартан, фрегатов, полакр .65. В таможен­ных регистрах Генуи суда, встающие у причала, заносятся в две

г * **

графы — venuta magna и venuta parva в зависимости от того, превы­шает ли их вместимость 150 кантаров (т. е. около 30 тонн); так вот, в год Генуэзский порт принимал несколько десятков «больших» кораблей и одну-две тысячи «малых»: в 1586 году 47 больших против 2283 малых; в 1587-мбб40 против 1921, в 1605-м67 107 против 1787 . (Эти цифры ни­же реальных, потому что они учитывают только суда, уплачивающие проездную пошлину, к числу которых не относятся многочисленные перевозчики зерна, растительного масла и соли.)

Несомненно, каботаж, обслуживающий большие торговые потоки, является обычным делом, непременным для всех малых морей. Но здесь, на Тирренском море, он достигает необычайных размеров. Вкупе с не­обычайным количеством документальных свидетельств это позволяет нам убедиться в том, что в других случаях мы можем только предпола­гать, а именно в том, что маленькие грузовые парусники играли важней­шую роль в экономическом обмене. Нередко приезжающий в Ливорно хозяин корсиканской лодки, груженной несколькими бочками солонины и сырами68, сам отправляется на городские улицы для распродажи своего товара, несмотря на протесты местных лавочников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46