начинаются на дальних переходах, когда они должны проститься с родны­ми берегами, миновать опасные м

начинаются на дальних переходах, когда они должны проститься с родны­ми берегами, миновать опасные мысы. «Тот, кто огибает мыс Малею, — говорит греческая поговорка, — должен забыть об отечестве»30

Узкие полосы воды, о которых идет речь, благодаря морским пу­тям, сходящимся к ним и позволяющим отправляться на большие рас­стояния, играют в XVI веке гораздо более значительную роль, чем два обширных участка Средиземноморья на востоке и на западе Иониче­ское море и море, образуемое Сардинией, Корсикой, Европой и Афри­кой. И то, и другое, но особенно первое представляют собой настоящие водные пустыни, которые торговые корабли стараются обогнуть или поскорее пересечь.

Морская жизнь Средиземноморья протекает на окраинах этих двух больших пространств, устрашающих своими размерами, в замкнутых пределах малых морей: на востоке — Черного моря, правда, лишь наполо­вину средиземноморского, и Эгейского моря, или Архипелага (в XVI веке употребительной нормой даже во французском языке является италь­янское слово Г Archipelago); в центре — Адриатического и безымянных морей, находящихся между Африкой и Сицилией, на западе — Тиррен­ского, по преимуществу итальянского моря, «Этрусского моря», огра­ничиваемого Сицилией, Сардинией, Корсикой и Западным побережь­ем Италии; наконец, на крайнем западе, между Южной Испанией и со­седствующей с ней частью Африки, —также безымянного моря, «среди­земноморского Ламанша», которое на востоке можно обозначить линией, проходящей от мыса Матифу через Алжир к соседнему с Валенсией мысу Нао и которое соединяется Гибралтарским проливом с Атлантикой.

Внутри вышеназванных морей можно также выделить участки меньших размеров, поскольку в Средиземном море нет ни одного зали­ва, который не представлял бы собой обособленного мирка и не был бы малой родиной для окрестных жителей31

Черное море — константинопольский заказник

Удаленное с точки зрения навигации, Черное море окружено множе­ством негостеприимных (за редким исключением) земель, диких и насе­ленных варварами. Могучие горы, обступившие его с юга и с востока, вра­ждебны путешественникам, которые отваживаются передвигаться по тя­желым горным дорогам, ведущим из Персии, Армении и Месопотамии вТрапезунд, великий перевалочный пункт На севере, наоборот,

Водные равнины

151

11. Портулан восточной части Средиземноморья (XVIв.)

Мадрид Национальная библиотека Ms 1718 f4

152

Сердце Средиземноморья. Моря и побережья

простираются широкие равнины России, край проезжих дорог и кочевни­ков, который в XVI веке находится еще под контролем крымских татар. Только в следующем столетии русские беглецы, находящиеся не в ладах с законом, казаки, появляются на Черноморском побережье и начинают грабить турецкие суда. Но уже в XVI веке московиты совершают набеги на берег Черного моря, пользуясь зимними дорогами32.

Черное море в это время, как и на протяжении всей его истории, является важной экономической зоной. Есть продукты, которые произ­водятся почти на месте: сушеная рыба, свежая и паюсная икра из «рус­ских рек», лес, необходимый для турецкого флота, железо из Мингрелии33, шерсть, свозимая в Варну и перегружаемая там, как и ко­жи, на большие рагузские суда, и зерно, скупаемое в Константинополе. Кроме того, есть транзитные товары, предназначенные для Средней Азии и Персии, а также привозимые караванами для доставки в Кон­стантинополь и на Запад. К несчастью, мы мало осведомлены о том, что являла собой в XVI веке эта торговля с Востоком, ведущаяся в обоих направлениях. Похоже, что Константинополь сосредоточил дальнюю и ближнюю торговлю Евксинского Понта* в своих руках, сделавшись по­средником между этой окраиной Средиземноморья и внешним миром. Близко расположенное к громадной столице, Черное море является ее кормильцем, жизненно важным источником продовольствия, посколь­ку для снабжения Константинополя недостаточно дани, поступающей с Балкан (главным образом, гуртов овец), и основные запасы зерна, риса, бобов доставляются сюда кораблями из Александрии, так же как и пряности, и москательные товары. Белой дю Ман34 говорит о сли­вочном масле, которое привозят из Мингрелии в Константинополь в «только что содранных . не выделанных коровьих и бычьих шкурах». Его привозят, вне всякого сомнения, на каком-то из бесчисленных греческих карамузалисов , которые занимаются перевозками по Черно­му морю, хотя они более пригодны для коротких переходов по Архипе­лагу, чем для этого опасного моря35, часто штормящего и покрытого ту­маном. В октябре 1575 года буря затопила поблизости от Константино­поля сразу сотню этих небольших суденышек, груженных зерном36.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46