Побережье континентов 187Венеции: благодаря им colfo è sicurissimo de mala gente . Вообразим,

Побережье континентов 187

Венеции: благодаря им colfo è sicurissimo de mala gente . Вообразим, ка­кую бурную и самостоятельную деятельность вели маленькие порты королевства Неаполитанского, такие известные, как Салерно132 или Амальфи133, или такие, как находящиеся на побережье Калабрии Сан Маффео дель Чиленто134, Амантея135, Виестрис136 или Пескичи137. По­следнее местечко, центр интенсивного кораблестроения, согласно до­кументам неаполитанской Sommaria, никогда не оставалось без дела, тем более что его заказчиками были судостроители из Рагузы: на его верфях закладывали крупные корабли, например в июле 1572 года суд­но водоизмещением 6000 сальм, т. е. 750 тонн138.

Независимо от степени своей населенности, эти приморские рай­оны тяготеют прежде всего к северным частям полуостровов Средизем­номорья; они в основном прилегают к горам, поросшим лесом. Среди­земноморские хребты вследствие сухости климата были всегда обделе­ны лесами, отчего страдало и судостроение. Разве можно было иметь в XIII и в XIV веках флот, который еще Ибн Халдун находил вполне дееспособным, в отсутствие леса, который рос около Беджайи как ред­кое исключение? Не затормозило ли развитие мореплавания на сирий­ском берегу уменьшение лесных запасов Ливана? В Алжир со стороны должны были приезжать не только моряки, нужно было также приво­зить и материал для строительства судов, несмотря на использование лесов, росших за горой Шершель; весла сюда доставляли из Марселя.

Мы можем установить происхождение строительного леса во всех процветающих морских регионах как по документам (в том числе по счетам арсеналов, если они сохранились, как в Ливорно и в Венеции), так и по сохранившимся косвенным сведениям или трактатам, посвя­щенным морскому делу. Рагуза, специализирующаяся, как и Португа­лия, на строительстве морских судов, получает лес из дубовых рощ горы Гаргано (ее называют также Сант-Анджело). Как раз на этом, за­мечает один трактат 1607 года139, основывается их превосходство над португальцами, у которых были бы самые лучшие в мире галионы, если бы они располагали своей горой Сант-Анджело. Турецкие карамузалисы производятся из больших платанов, высококачественная древесина ко­торых очень хорошо переносит контакт с водой140. Чтобы продлить срок службы галер, при их изготовлении используются разные сорта дерева, в зависимости от тех частей судна, для которых оно предназначено: дуб,

Залив совершенно безопасен в отношении злоумышленников.

188 Сердце Средиземноморья. Моря и побережья

сосна, лиственница, вяз, ель, бук, орех141 . Лучшие весла делали из древесины, доставлявшейся в Нарбонну по реке Од и ее каналам142. Можно было бы обратиться к путевым записям некоего рагузанца, объ­ехавшего Южную Италию с апреля по август 1601 года143 в поисках лес­ной делянки для ремонта корабля; или к документам по концессии на вырубку леса в Тоскане, выданной испанцам, а затем отобранной у них144; а также к закупкам леса Генуей в той же Тоскане145 или Барсело­ной в Неаполе146, хотя Барселона чаще всего довольствовалась дубовой и сосновой древесиной, происходившей из каталонских Пиренеев и весьма ценившейся при строительстве галер147. Можно также разы­скать контракты, подобные тому, которые подписал с Sommaria Пьер Луис Суммонте, fornitore délie galère regie (строящихся в Неаполе), — согласно этому контракту он обязуется отправить в Неаполь лес из Калабрии, который будет вырублен в местностях Нертикаро, Урсо-марсо, Альтомонте, Сандонато, Поликастрелло148 .

Для нас важнее, разумеется, целое, чем исключения. Как можно по­нять на основании испанских или венецианских документов, общим явле­нием стала нехватка леса, истощение лесных ресурсов на западе и в центре Средиземноморья, особенно на Сицилии и в Неаполе (именно там, где раз­ворачивался один из крупнейших судостроительных проектов Филип­па II). Особенно остро ощущался недостаток дуба, из которого изготавли­вается корпус судов. С конца XV века он становится редкостью. И Венеция принимает ряд драконовских мер для того, чтобы предупредить уничто­жение остатков своих рощ149. В течение следующего столетия подобные проблемы для Синьории все возрастают. В Италии, однако, остаются еще богатые лесные запасы, вырубка которых производится в больших масшта­бах на протяжении всего XVI века. Можно с уверенностью утверждать, что истощение лесных ресурсов идет вперед быстрыми шагами: гора Сант-Анджело, например, считается драгоценным исключением. У турок дело обстоит несколько лучше; они располагают густыми лесами на Черном море и в Никомедийском заливе (у города Измит)150 на Мраморном море, почти рядом с Константинопольским арсеналом. После Лепанто Венеция прилагает всяческие усилия, чтобы убедить других членов Лиги казнить

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46