О ловле тунца см. письма Филиппа герцогу Альбе от 4 мая 1580 г. (CODOIN, XXXIV, р. 455), 19 мая 1580

О ловле тунца см. письма Филиппа герцогу Альбе от 4 мая 1580 г. (CODOIN, XXXIV, р. 455), 19 мая 1580 г. (ibid., р. 430) и 18 апреля (ibid., XXXL, р. 108). A. de Morales, Las antigüedades de las ciudades de Espana, Madrid, 1792, f° 41 v°, го­ворит, что в 1584 г. ловля тунца принесла в Андалусии герцогам Медина Сидония и Аркосскому 70 000 дукатов. Живописная подробность: во время ловли «tocase a tambores y hazese gente para yr a su tiempo a esta pesqueria con el atruendo y ruydo que se aparaja una guerra» . В период рыбной ловли в Кониле, с мая по июнь, море ста­новится красным от крови. Pedro de Medina, Libro de grandezas y cosas mémorables de Espana, éd. augmentée par D. Perez de Messa, 1595, p. 108. 119£. Le Danois, op. cit., p. 197—198.

Наварро. Аркос-де-ла Фронтера.

Бьют в барабаны и собирают народ, чтобы в назначенное время идти на место лова с криком и шумом, как на войну.

8 - 5039

226

Сердце Средиземноморья. Моря и побережья

120 Danilo Presotto, op. cit., p. 364.

121 Alberto Tenenti, Cristoforo da Canal, 1962, p. 82.

122 Патент Филиппа II, выданный 1 okt. 1561 г. на имя шотландца Шатенье , снарядившего галеру для войны с неверными. В. N., Paris, Fr. 16103, fos 69 et 69 v o.

123 A. d. S. Florence, Mediceo (неполная ссылка).

124 G. Vivoli, Annali di Livorno, IV, pp. 10—11.

125 Ibid., IV, p. 10.

126 F. C. Lane, Venetian ships and shipbuilders of the Renaissance, 1934, p. 378—38.

127 Ibid., p. 42.

128 B. Hagedorn, Die Entwicklung der wichtigsten Schiffstypen, Berlin, 1914, pp. 1—3 et 36; ссылки у F. C. Lane, op. cit., p. 41.

129 Instructions Nautiques, n° 368, pp. 66—70. Andréa Navagero, II viaggio fatto in Spagna, 1563, p. 2 (1525): дороги, ведущие из Генуи в Рапалло, ужасны, но местность густо заселена.

130 V. Lisicar, Lopud. Eine historische und zeitgenossische Darstellung, 1932; Лопуд — остров Меццо.

131 Museo Correr, D. delle Rose, 21, f 17 (1584), f 19 (1586), P 70 v°(1594).

132 A. d. S. Naples, Sommaria Partium, volume 559, P 158, 9 октября 1567 г., на­ пример.

133 Ibid., 532, 5 ноября 1551 г.

134 Ibid., 560, f 209, 10 июня 1568 г.

135 Ibid., 543, P 128, 10 января 1568 г.

136 Ibid., 575, f 40, 17 июля 1567 г.

137 Ibid., 577, P 37—39, 10 октября 1568 г. ; P 89—93, 21 января 1569 г.

138 Ibid., 596, P 193—6, июль 1572 г.

Bartolomeo Crescendo Romano, Nautica mediterranea ., 1607, p. 4.

140 Ibid., p. 4.

141 Ibid., p. 7.

Fourquevaux, Dépêches, I, p. 12, дерево из лесов Кийяна .

143 Archives de Raguse, Diversa de Foris Χ, Ρ 81 v° et sq.: Подсчет моих расходов, Бьяджо Водопия .

144 A. d. S. Florence, Mediceo, 4897 bis, P 6 et 6 v°, 15 янв., 1566 r.

145 Ibid., 2840, P 3, 23 июля 1560 r.

116 Simancas E° 1056, P 185, 22 августа 1568 r.

Geographia General de Catalunya, p. 336. 148 A. d. S. Naples, Sommaria Partium, 562, P 83, 10 сентября 1567 r.

Chasteniers.

Городок в Руссильоне.

L

Острова 227

149 F. С. Lane, op. cit., p. 219 et sq.

150 Robert Mantran, Istanbul dans la seconde moitié du XVIe siècle, 1962, p. 445, note 2 et passim.

151 V. Lamansky, pp. 83—89. Simancas E° 1329, Венеция, 25 ноября 1571 г. По-види­ мому, усилия Венеции не увенчались успехом. Можно усомниться в действенности ее предложений, даже если бы они были приняты: в письме французского посла в Константинополе от 8 мая 1572 г. говорится, что за пять месяцев турки уже построили 150 кораблей, снабдив их артиллерией и экипажами (Е. Charrière, op. cit., Ill, p. 269).

152 F. С. Lane, op. cit., p. 232.

153 £ Trasselli, «Sul naviglio nordico in Sicilia nel secolo XVII», неопубликованная ста­ тья (опубликовано в 1967 г. в Барселоне в Homenaje a Jaime Vicenc Vives, vol. II).

154 Можно, хотя и не просто, произвести подсчеты себестоимости судов. Ценные сведения о стоимости северных лесоматериалов см. в: Dispacci scritti al Senato dal Secretario Marco Ottobon da Danzica dalli 15 novembre 1590 sino 7 septembre 1591, copie A. d. S. Venise, Sécréta Archivi Propri, Polonia 2.

155 Instructions Nautiques, n° 368, p. 7. На побережье между Генуей и Ниццей нечасто бывает очень плохая погода. О порте Розас, защищенном от всех ветров, кроме редко дующих ветров с юга, см.: Instructions, n° 345, р. 135. Постоянный штиль стоит в порту Антиб: Instructions, n° 360, р. 175. Мистраль свирепствует даже в Валенсии (имеется в виду залив). Он не опасен для корабля, находящегося близко от берега, но, застигая судно в открытом море, вынуждает его искать спасения на Балеарских островах: Instructions, n° 345, р. 12.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46