144Сердце Средиземноморья. Моря и побережьяв крепость Ла Хабана и привезти оттуда товары, оставленны

144

Сердце Средиземноморья. Моря и побережья

в крепость Ла Хабана и привезти оттуда товары, оставленные кораб­лем, неспособным на подобный переход17. В 1610 году два тосканских судна сгружали на набережной Ливорно содержимое своих трюмов, доставленное непосредственно из Индий18. Корабли из Рагузы, воз­можно, обогнули мыс Доброй Надежды19 вскоре после Васко да Гамы; они, несомненно, достигли Нового Свега.

1592—1609

С>да:

• направчяющиеся в Венецию, <> о идущие и) Венеции

8. Места кораблекрушения судов, отправлявшихся в Венецию с 1592 по 1609 год

(по книге A. Tenenti, Naufrages, Corsaires et Assuiances maiitimes à Venise, 1959), указывают на преобладание прибрежных маршрутов.

В Гавану.

Водные равнины

145

Если Средиземноморье осталось верным древним традициям сво­его судоходства, за исключением отмеченных нами прямых маршрутов, причина заключается в том, что это отвечало его потребностям и соот­ветствовало его разветвленности; можно ли плавать в Средиземном море, не утыкаясь постоянно в соседству! ,щие друг с другом местности? Близооь земли служит лучшим проводником и самым надежным ком­пасом; она помогает ориентироваться. Даже если берег низкий, суша может служить укрытием от сильных ветров, дующих с ее стороны и

( )да, захваченные и \и ра и раб ченные корсарами

о Am \шк кие или го\ чандские, с Т >рсцкис и чи берберские,

•f· Испанские,

t bei уючнения пли ходившие иод рашыми ψ чагами

9. Захваты кораблей пиратами за тот же период

Согласно тому же источнику

146

Сердце Средиземноморья. Моря и побережья

готовых разбушеваться в любую минуту. Когда в Лионском заливе дует мистраль, то и сегодня лучше всего прижаться как можно ближе к бере­гу, чтобы оказаться в узкой полосе наименьшей качки. Да и магнит не яв­ляется незаменимым на средиземноморских кораблях. В 1538 году, в отличие от испанских галер, на французских галерах им не пользуют­ся20. Повторим еще раз, что моряки умели обращаться с ним.

Впрочем, близость берега защищает не только от стихии. Ближай­ший порт служит убежищем также от преследующего вас корсара. Находясь в крайних обстоятельствах, судно выбрасывается на берег, и экипаж может спастись на суше. Так, в 1654 году Тавернье избежал корсарского плена в Гиерском заливе; на его счастье, судно даже не по­терпело кораблекрушения.

Каботажные плавания увеличивают также вероятность фрахтовки судов. Они предоставляют возможность заключать выгодные торговые сделки, играя на разнице в ценах; каждый моряк от юнги до капитана располагает своей долей товара на борту. Купцы или их представители тоже отправляются в путь вместе со своим грузом. Кружение около берегов, которое может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, становится в зависимости от места сложной цепочкой сле­дующих друг за другом сделок купли-продажи и обмена. За это время судно часто заполняется совершенно другим товаром. Он покупается, про­дается, и в маршрут обязательно включаются такие пункты, как Ливорно, Генуя или Венеция, где можно обменять пряности, кожу, хлопок или кораллы на звонкую монету. Только большие специализированные суда, перевозящие соль или зерно, имеют некоторое сходство с бит­ком набитыми кораблями сегодняшних дней. Другие напоминают передвижные базары. Стоянки дают им возможность заниматься куп­лей-продажей, перепродажей, обменом, не говоря уже о других удо­вольствиях пребывания на суше.

Мы еще не упомянули о выгодности почти ежедневного пополне­ния запасов продовольствия, воды, Хеса, тем более важного, что речь идет о малотоннажных судах и что припасы, находящиеся на борту, да­же питьевая вода, быстро портятся. Приходится часто останавливаться, чтобы «faire aiguade et lignade» , как говорит Рабле.

Эта топчущаяся на месте навигация влияла на географию прибреж­ной местности, тем более что на один большой корабль, способный

Пополнить запасы пресной воды и леса.

Водные равнины 147

плыть без перерыва, приходятся десятки лодок и маленьких грузовых парусников, которые могут двигаться только ползком. Так же как на материковых дорогах, проложенных Римом в Западной Европе, насе­ленные пункты с поразительным постоянством возникали на расстоя­нии дневного перехода друг от друга, Аак и на прибрежных водных маршрутах от одного порта до другого был день пути. Вместо речного устья, которое часто бывало непригодным из-за песков, они используют гостеприимные берега заливов. Между этими пунктами почти нет жилья21. Иногда бывает так, что на малонаселенном берегу, например в Северной Африке, существует порт в качестве места встречи кораблей и рыбаков, со своим непременным источником воды, но его расшире­ния в сторону суши не происходит. Вот лишнее доказательство того, что наличия порта недостаточно для образования города .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46