170Сердце Средиземноморья. Моря и побережьяЗолотое правило, il ben noto principio*, как его формулир

170

Сердце Средиземноморья. Моря и побережья

Золотое правило, il ben noto principio*, как его формулируют Cinque Savii alla Mercanzia**, недвусмысленно гласит: ogni merce ehe entra neirAdriatico o esce daU'Adriatico deve toccar Venezia, всякий товар, попа­дающий в Адриатику, должен пройти через руки Венеции90, в соответ­ствии с типично городской политикой насильственного сосредоточе­ния торговых путей91. Только Синьория в случае необходимости, ко­торая наступает очень редко, разрешает делать исключения из этого правила92. Для нее это способ управлять потоком товаров сообразно то­му, что она считает выгодным для себя; защищать доходы своей казны, свой рынок, свои пути сообщения, своих ремесленников и свое море­плавание. Каждый шаг, даже предупредительный, такой как захват од­ной или двух триестинских барок, груженных железом93, вписывается в совокупность хорошо продуманных мер. В Л518 году, чтобы обес­печить свою монополию, Венеция обязала грузоперевозчиков, отправ­ляющихся с острова Кандия, из Неаполя ди Романия , с острова Корфу и из Далмации, перед выходом из порта оставлять залог, гаран­тирующий провоз их товаров через Венецию. На бумаге все выглядит наилучшим образом. Но в этом постановлении оказалась пропущена Истрия. Этого промаха было достаточно для беспошлинного провоза низкокачественных тканей — rasse, sarze, grisi , производимых в Ис-трии и Далмации, которые пользовались широким спросом на ярмарке в Реканати94. Это наводит нас на мысль, что в этой игре в полицейских и воров участвуют ловкие мошенники и обманщики, действующие как на суше, так и на море, и что между Венецией и Феррарой циркулируют потоки контрабанды, которым невозможно поставить заслон. Более слабые соседи Венеции, вынужденные ей подчиниться, при первом случае обходят ее запреты.

Что касается сильных соседей, то они возвышают свой голос в защиту совершенно других принципов. Испанцы ведут со Светлейшей Респуб­ликой споры за первенство, постоянно вступают с ней в распри из-за за­хвата судов. «Вот уже много лет венецианская Синьория, не имея на то никаких оснований, объявляет залив своим, — пишет Франсиско де Вера, посол Филиппа II в Венеции, — как будто Господь не создал эту

Хорошо известный принцип.

Совет Пяти мудрых по вопросам торговли.

Навплион в Греции,

Атласа, саржи, «гризо» — грубой ткани серого цвета.

Водные равнины 171

часть моря и все остальное на потребу всем»95. Венецианцы упорно возражают, что они заплатили за обладание этим заливом не золотом, а своей кровью, «многократно здесь пролитой».

Совершенно очевидно, что Синьория не , ^гла помешать могущест­венным соседям открывать окна и двери на Адриатику и пользоваться ими. Турки занимают Валону (1559 г.), испанцы — Неаполь; папа подчиняет се­бе Анкону и угрожает Ферраре (1598 г.) и Урбино (1631 г.); австрийский дом закрепляется в Триесте. С 1570 года Максимилиан II ведет речь об ис­требовании у Венеции negotium liberae navigationis 9б. И далеко не новые притязания сформулировал в свое время еще Святой Престол. В грозовые месяцы, предшествовавшие Аньяделло, а именно в феврале 1509 года, Юлий II предложил венецианцам снять с них отлучение при условии, что­бы они разрешили подданным Церкви свободно плавать по Адриатиче­скому морю97. В дальнейшем такие требования беспрестанно повторялись.

Наконец, есть еще рагузанцы с их грузовым флотом. Упрямая республи­ка Святого Власия, находящаяся под покровительством папы и являющаяся одновременно вассалом султана, пользуется своим двойственным положени­ем. Эта нейтральная позиция очень выгодна: рагузские корабли почти все­гда безбоязненно бороздят неприветливые средиземноморские воды . Ан­кона и Рагуза сегодня, Триест в далеком будущем — это противники, ко­торыми не следует пренебрегать. Двое первых в начале века сумели восполь­зоваться трудностями, переживаемыми Венецией во время кризиса торговли перцем и пряностями, но Венеция преодолела этот кризис. С другой сторо­ны, конкуренты связаны с ней страхованием морских путешествий, взаим­ными платежами, грузовыми перевозками. Они часто служат ей и не могут создавать для нее помех, разве что на небольших участках от одного берега Адриатики до другого. Это второстепенные маршруты, по которым железо из Триеста доставляют на продажу в Италию, сукна с запада, шерсть и вино из Апулии перевозятся в Далмацию без захода в Венецию. Венецианские власти пытаются наказывать подданных Синьории, которые принимают участие в сделках этого черного рынка. Но поскольку эти угрозы и взыска­ния постоянно повторяются, надо полагать, что они малоэффективны и не продиктованы жизненной необходимостью98.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46