22 Richard Hennig, Terrae Incognitae, 2e éd., 1953, III, p. 261. 23/oâo de Barros, Da A

22 Richard Hennig, Terrae Incognitae, 2e éd., 1953, III, p. 261. 23/oâo de Barros, Da Asia, Dec. I, livre I, chap. 2, Venise, 1551, p. 7.

24 Georg Friederici, Der Charakter der Entdeckung und Eroberung Amerikas durch die Europäer, 1936, II, p. 23.

25 Vitonno Magalhaês-Godinho, L'Économie de l'Empire portugais aux XV et XVI siè­ cles. L'or et le poivre. Route de Guinée et route du poivre, Paris, 1958, Thèse dactylo­ graphiée, Sorbonne, p. XLVIII et sq.

26 Y. M. Goblet, Le Temps, 30 avril 1938.

27 Разноцветные лодки Эгейского моря с приподнятыми бортами (W. Helwig, Bracon­ niers de la mer en Grèce, trad, fse, 1942, p. 133.) R. Recouly, op. cit., p. 179. На море у Бале- арских островов и сегодня можно встретить изящные галеты , развозящие апельсины.

28 Emmanuel Grévin, Djerba l'île heureuse et le Sud Tunisien, 1937, p. 35.

2 Théophile Gautier, in: Voyage à Constantinople, 1853, p. 36. Сравните с современ­ным зрелищем порта Кавалла (М. N. «Каwalla die Stadt am weissen Meer», Kölnische Zeitung, 16 Juli 1942); здесь можно видеть парусники, груженные табаком, маслина­ми, сушеными кальмарами .

30 Cat. A. Thomazi, Histoire de la Navigation, 1941, p. 23.

31 Отдельные описания: Неаполитанского залива, ср. Instructions Nautiques, n° 368, p. 131; залива Волос с его бесчисленными островами, Helwig, op. cit., p. 16; за­ лива Кварнер, H. Hochhoher, «Die Küsten der Adria als Kultur-Siedlungs-und Wirt­ schaftsbereich», in: Geogr. Zeitschr., 1932.

QO

Письмо Долю епископу Дакскому, Константинополь, 18 февраля 1561 г., Е. Charrière, op. cit., II, p. 650—652, относительно набегов, совершаемых на Тану московитами. Последние передвигаются по рекам, покрывающимся льдом. Они уходят восвояси весной (cf. ibid., р. 647—648 et 671—672 , 5 fevr. et 30 août). См. ука­зание 1608 года на русский морской разбой: Avisos de Constantinople, 12 juin 1608, A. N., K 1679. Управляющий морскими делами паша намеревается выставить про­тив русских галеры, но галеры, говорят ему, бессильны против этих легких судены­шек. Лучше направить против них «каики, то есть средние барки». В 1622 г. отмече­ны нападения казаков, состоящих на польской службе, на Черноморское побережье и разорение Каффы, «татарской столицы», Naples, Storia Patria, XXVIII, В 11, f°s 230 et 230 v°;J.B. Tavernier, op. cit., p. 274.

Шхуны.

220 Сердце Средиземноморья. Моря и побережья

33 Мингрелия, отмечает Тавернье (op. cit., I, p. 275) в 1664 г., всегда находится в приязненных отношениях с Турцией, «поскольку большая часть железа и стали, потребляемых в Турции, поступает по Черному морю из Мингрелии .»

34 Belon du Mans, op. cit., p. 163.

35 «Это бушующее море .», 19 мая 1579 г. E. Charrière, op. cit., Ill, p. 799. Черно­ морские корабли часто плохо загружены. Ср. о кораблекрушении судна, груженно­ го доской, Tott, Mémoires, op. cit., II, p. 108.

36 Донесения из Константинополя от 17, 18, 24 октября, Simancas E° 1334.

37 Черное море стало доступным для итальянцев с 1265 г. в результате снижения политического влияния Византии: G. Bratianu, Études byzantines, 1939, p. 159.

38 Л. Philippson, «Das Byzantinische Reich als geographische Erscheinung», in: Geogr. Zeitschr., 1934, p. 448.

39/. Nistor, Handel und Wandel in der Moldau, 1912, p. 23.

40 Западная торговля на Черном море представляет собой серьезный вопрос. По поводу торговли рагузанцев см. стр. 429 430 Венеция время от времени еще на­ правляла свои корабли в Черное море (H.F° au doge, Fera, 25 mai 1561, A. d. S. Ven­ ise, Sen0 Sécréta, Const., Fza 3C. Речь идет о небольшой венецианской наве, отплыв­ шей в Мингрелию). Следует заметить (A. d. S., Florence, Mediceo 4274), что в проек­ те капитуляций* между Флоренцией и Константинополем флорентийцы запраши­ вают свободу мореходства в Черном море, 1577 г.

41 G. /. Bratianu, «La mer Noire, plaque tournante du trafic international à la fin du Moyen Age», in: Revue du Sud-Est Européen, 1944, p. 36—69.

42 Ср. том III, гл. Ill, §2. По важному вопросу о канале Волга—Дон см. работы /. Mazzei, Politica doganale differenziale, 1931, p.40, и еще лучше W. E. D. Allen, Prob­ lems of turkish Power in the Sixteenth Century, 1963, p. 22 et sq.

43/. W. Zinkeisen, Geschichte des osmanischen Reiches in Europa, 1840—1863, III, p. 299 et sq.

*4 Robert Mantran, Istanbul dans la seconde moitié du XVII siècle, 1963, перечисляет типы турецких судов с именами, которые нетрудно расшифровать: фриката (фре­гат), зайка (саик или каик), калион (галион), р. 318, прим. 2; следует ли отличать са­ик, греческое судно, служившее преимущественно для перевозки хлеба в Эгейском и Мраморном морях, от карамузалиса, Haramursel, использовавшегося только в Мраморном море и получившего свое имя «от названия соседнего с Измитом (Ни-комедией) порта, где их строили», р. 488—489: полупалубного судна с тремя пару­сами и гребцами? В западных текстах по этому вопросу нет полной ясности .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46