до Р.Х. подобная машина рухнула при попытке Митридата взять штурмом Родос.Самбука Дамия. Иллюстрация

до Р.Х. подобная машина рухнула при попытке Митридата взять штурмом Родос.

Самбука Дамия. Иллюстрация, сделанная в XI веке, очевидно составлена по текстовому описанию, а не представляет собой копию оригинального рисунка. Детальное описание школа рисунка у нас на сайте.

Оборона Сиракуз в 214 г. до Р.Х., реконструкция де Фолара. Видны толлено, изобретенные Архимедоя

Античные авторы упоминают о грапнелях («железных руках»), с помощью которых выхватывали отдельных нападавших и разрушали осадные машины. Диад, в свою очередь, считается изобретателем «ворона» — corvus demolitor. На рисунке показана реконструкция «ворона», предпринятая де Фоларом.

Как правило, при осаде крепостей, римляне сооружали насыпь, с помощью которой поднимали осадную технику на уровень стены. Поезд из передвижных щитов прикрывает рабочих, носящих землю.

Вспомогательные машины

Осадная башня была дорогой альтернативой простому штурму стены с помощью лестниц. Но механики старались найти компромисс, пытаясь создать осадную машину, сочетавшую в себе простоту лестницы и защиту осадной башни. Известно три решения этой проблемы.

Качели

Атеней упоминает, о хитроумном изобретении (mechanema), принадлежащем Ктесибию из Александрии. Изобретение Ктесибий сделал около 270 г. до Р.Х., работая на Птолемея II Филадельфа. Атеней не без сарказма отмечает, что творение Ктесибия не нашло практического применения, хотя и вызывало у очевидцев восхищение. Ктесибий создал своего рода четырехколесную повозку, на которой стояла вертикальная рама. На вершине рамы находился механизм, который Атеней называет «трубой» (syrinx). Наличие в этой «трубе» двери позволяет предположить, что эта труба представляла собой мостки, который балансировал на раме наподобие детских качелей.

Очевидно, машину выкатывали на позицию, «труба» поднималась на стену, и солдаты бросались в бой.

Самбука

Самбука (sambyke) — наиболее известное приспособление, применявшееся на кораблях. Самбука представляла собой гигантскую лестницу, по которой абордажная команда врывалась с корабля на стену, обращенную к морю. Однако самбука, создание которой Битон приписывает Дамию, малоизвестному конструктору из Колофона, расположенного на территории современной Турции, представляет собой нечто особенное. Во-первых, она предназначалась для штурма крепостных стен с земли. Во-вторых, в ее конструкции использовался винт, с помощью которого самбука поднималась.

Внешний вид машины Дамия описывается противоречиво. Битон говорит о самбуке с лестницей длиной 60 футов (18 м) со штурмовой платформой на одном конце и противовесом на другом. Лестница покоилась на козлах (killibas). Козлы, в свою очередь, стояли на шасси высотой 27 футов (8 м) с колесами диаметром 3 фута (0,9 см).

Туманное описание ходовой части позволяет историкам пустить в ход воображение.

Наиболее смелое предложение высказал Марсден, который говорит о том, что шасси самбуки состояло из одной продольной балки. Шрамм настаивает на прямоугольном шасси, обеспечивающем большую устойчивость, но он ошибочно представил лестницу в виде продольной балки со ступенями.

Лестница, о которой говорит Битон, явно имеет стенки «так, что люди, взбирающиеся по лестнице, не рискуют упасть».

На переднем конце лестницы имелась площадка, с которой солдаты прыгали на стену. В действительности, лестница очень напоминает корабельную самбуку, описанную Полибием во II в. до Р.Х. Полибий пишет, что «лестница готова. Ее ширина 4 фута (1,2 м), а длина достаточная для того, чтобы подняться до вершины стены. С каждой стороны лестница имеет высокие стенки .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37