Баллиста ВВС, метающая ядра массой 1 талант. Баллисту построил в 2002 году Алан Уилкинс. Камень масс

Баллиста ВВС, метающая ядра массой 1 талант. Баллисту построил в 2002 году Алан Уилкинс. Камень массой 26 кг виден рядом с машиной. Иосиф Флавий сообщал, что такая баллиста могла метать ядра на расстояние до 400 м. Филон утверждает, что эффективная дальность стрельбы составляла всего 160 м. Эта машина сумела метнуть ядро всего на 90 м, прежде чем поломка не заставила прекратить эксперимент.

Стрелы катапульты с зубом были менее распространены чем наконечники с гнездом.

Эти наконечники найдены под Каср-Ибримом в Египте. Они датируются концом I в.

до Р.Х. Их длина (около 48 мм) и масса (около 15 г) не имеют ничего необычного, но форма наконечника характерна именно для баллист.

Фрагмент деревянного древка стрелы катапульты. Раскол показывает, что стрела оснащалась наконечником. Существовали комбинированные стрелы, у которых наконечник вставлялся в переходник из твердого дерева, который, в свою очередь, соединялся с древком из мягкого дерева.

Рама, обнаруженная под Лионом на месте боя Септимия Севера с Клодием Альином в 197г. Кроме рычагов и шайб других деталей этой катапульты не сохранилось.

Сцена с колонны Траяна. Катапульта установлена на двухколесную повозку. Возможно, это карробаллиста, о которой упоминает Вегеций. Неизвестно, как катапульты устанавливались на повозки, и стреляли ли из них через головы тягловых животных, как показано на рельефе. Артиллерия редко использовалась в открытом бою, поэтому мобильность для нее была не слишком важна.

Болт баллисты длиной 460 мм, найденный под Дура-Эуропос. Диаметру оперения 30 мм, у кончика — 14 мм. Наконечник с гнездом имеет длину 46 мм. Болт предназначался для баллисты, которая имела совершенно другие пропорции, нежели катапульта.

Палинтон Витрувия

Хотя греческие авторы продолжали употреблять термины lithobolos и petrobolos, в латинском языке палинтонные катапульты стали называть словом ballista. Археологи не смогли найти никаких деталей, характерных для баллист, поэтому нам приходится целиком полагаться на описание, данное Витрувием. К сожалению, оригинальный текст Витрувия при многократном переписывании был заметно поврежден, поэтому приходится прибегать к домысливанию того, что же хотел сказать автор.

Один из ключевых моментов описания затрагивает соотношение между массой метаемого ядра и размерами машины. Как и прежде, размеры баллист зависели от размера метаемых ядер, а единицей измерения все также служил диаметр пружины. Витрувий приводит длинный список масс ядер в фунтах (librae) и соответствующий им диаметр пружин. Но если греческие авторы располагали универсальной формулой, то Витрувий сообщает, что приводимые им величины получены экспериментально и достались ему от его учителей. Кроме того, Витрувий утверждает, что он перевел греческие единицы измерения в римские.

Вызывает удивление тот факт, что у Витрувия диаметры пружин заметно меньше, чем диаметры пружин в греческих источниках для одного и того же веса ядра.

Например, Витрувий для ядра массой 20 фунтов (6,55 кг) рекомендует использовать пружину диаметром 10 дюймов (185 мм), тогда как Филон для ядер массой 15 мин рекомендует пружины диаметром 12,5 дюймов (240 мм). Обративший на это обстоятельство внимание Драхман дает три вероятных объяснения: Витрувий ошибся в расчетах, римляне использовали машины уменьшенной мощности, римляне делали более эффективные пружины. Поскольку римский автор Герон приводит ту же формулу, что и грек Филон, Драхман заключает, что, скорее всего, Витрувий ошибся в арифметике. Но, с другой стороны, Герон просто цитирует работы Ктесибия, жившего даже раньше, чем Филон. А Ктесибий строил греческие катапульты. Марсден предполагает, что Витрувий считал под дюймом 1/16 фута, вместо 1/12. Но это объяснение кажется маловероятным. И уж совсем невероятно, что римляне сознательно уменьшали мощность метательных машин. Остается одно объяснение: каким-то образом римлянам удалось повысить удельную мощность пружин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37