Филон называет массу самых легких ядер равной 10 минам (4,4 кг). Такими ядрами стреляла катапульта в

Филон называет массу самых легких ядер равной 10 минам (4,4 кг). Такими ядрами стреляла катапульта высотой в человеческий рост. Такая катапульта занимала пространство длиной 6 и шириной 3 метра.

Масса самой катапульты достигала полутоны. Но в Доре обнаружены ядра массой 5 мин, одно такое ядро обнаружено на Родосе и в Пергамоне. Около 900 легких ядер из Карфагена также относится к классу 5 мин.

Римская артиллерия: республика и ранняя империя Греческое наследство

Говоря о римских машинах очень часто утверждается, что они были порождены римским изобретательным гением. Витрувий, римский инженер-архитектор, около 25 г. до Р.Х. написал труд «Об архитектуре». В числе прочих, он рассматривает и вопросы осады. При этом он привлекает множество греческих и считанные единицы римских источников, о чем прямо говорит в тексте.

Знакомство с артиллерией римлян произошло в ходе 1-й Пунической войны (264241 гг. до Р.Х.). Однако это было именно знакомство. В ходе 2-й Пунической войны (218—201 гг. до Р.Х.) римляне использовали метательные машины, но это были трофейные образцы, а не машины собственной постройки. Многие трофеи были захвачены у карфагенян. Например, взяв в 210 г. до Р.Х.

Новый Карфаген (Картахену), римляне захватили 120 больших катапульт, 281 малых катапульт, 23 большие баллисты, 52 малые баллисты, а также большие и малые скорпионы. Другие машины были захвачены в греческих городах на Сицилии. По данным Ливия, жившим примерно в одно время с Витрувием, при захвате Сиракуз в 211 г. до Р.Х. римляне захватили «катапульты и баллисты, а также множество другого военного имущества».

Новый римский эвтитон

Баллиста с железным каркасом впервые появляется на колонне Траяна. Там баллиста установлена на деревянной платформе с деревянными бортами, очевидно, для защиты расчета. Хотя Вегеций сообщает, что каждую машину обслуживал расчет из 11 человек, на колонне Траяна видны только двое, вероятно, наводчик и заряжающий.

Машина представляет собой увеличенный вариант хиробаллистры, с учетом пружинной рамы, обнаруженной под Лионом. Станок и ворот добавлены художником по своему усмотрению.

Резной рельеф из святилища Афины в Пергаме, первая половина II в. до Р.Х. Деревянная рама эвтитона выделяется в груде трофеев, принесенных в жертву богине. Скульптор ошибочно представил пружину в виде спирали. Две массивные стрелы частично скрыты нагрудником (в правом нижнем углу).

Артиллерия времен республики

Римские арсеналы продолжали пополняться трофеями в ходе войн с Македонией (200-196), Спартой (195) и Этолийским союзом (191-189). Крепостная артиллерия к тому времени распространилась по всему Средиземноморью. Инженеры уже умели строить катапульты, имеющие реальную боевую ценность. В это же время катапульты появляются на военных кораблях. Первыми корабельной артиллерией обзавелись флоты Родоса и Пергамона, морских союзников Рима в войне с Македонией. В 187 году после победы над этолийцами в Риме состоялся триумф, на котором демонстрировались «катапульты, баллисты и прочие разновидности артиллерии».

Римская армия продолжала собирать свою артиллерию с мира по нитке. Лишь при Юлии Цезаре римская артиллерия подверглась стандартизации, а легкие образцы регулярно использовались легионами в ходе кампаний. Хотя артиллерию по-прежнему в основном использовали при осаде, Цезарь проявлял тактическую выдумку, используя метательные машины в нестандартных ситуациях: при обороне лагеря или для поддержки морского десанта.

В 1912 году в районе испанского города Ампурия была найдена практически целая пружинная рама эвтитона, стрелявшего стрелами длиной три пяди. Недавно в Испании удалось сделать еще две подобные находки. Одна рама обнаружилась в Азайле (к сожалению, она вскоре была утеряна за исключением единственной шайбы). Эта рама характеризовалась диаметром пружин 9,4 см, что соответствует стреле длиной четыре пяди. Вторая пружина из Каминреала принадлежала машине, стрелявшей стрелами длиной 3,5 пяди, о чем свидетельствуют шайбы внутренним диаметром 8,4 см.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37