Гелепола ЭпимахаРимская осадная башня с перекидным мостикомГелепола ЭпимахаОписанная четырьмя античн

Гелепола Эпимаха

Римская осадная башня с перекидным мостиком

Гелепола Эпимаха

Описанная четырьмя античными авторами, гелепола Эпимаха — наиболее известная осадная машина древности. Диодор утверждает, что башня могла перемещаться вбок, хотя не объясняет, как это было возможно. Согласно Диодора для перемещения башни использовалось 3400 сильных мужчин, хотя внутри основания башни можно было втиснуть всего 800 человек одновременно. Этого было явно недостаточно для того, чтобы передвигать столь огромную машину, поэтому наверняка кроме людей для перемещения башни использовались тягловые животные. Вероятно, к передней части башни привязывались канаты, которые заводились вперед, к вкопанным в землю опорам, перебрасывались через блок и выводились за башню, где в них и впрягались волы. Этому предположению требуется экспериментальная проверка.

Гелепола использовалась при осаде Деметрием Родоса в 304 г. до Р.Х. Хотя от городских укреплений ничего не сохранилось, можно предположить, что они не отличались повышенной сложностью. Диодор не упоминает даже рва, а оборонительная артиллерия состояла в основном из луков. Аналогичные укрепления, относящиеся к IV в. до Р.Х. обнаружены в Мессене. Это была простая стена высотой 9 м и двухэтажные башни, расположенные с интервалом около 100 м. По сравнению с этими скромными постройками, гелепола выглядела устрашающе.

Черепаха для рытья

Атеней и Витрувий сообщают о существовании другой модификации черепахи, приспособленной для действий в непосредственной близости от городских стен. От черепах для засыпания рвов, эта черепаха отличалась только одной особенностью: передняя стенка у нее была не наклонной, а вертикальной, что позволяло подвести черепаху вплотную к стене.

Оба автора говорят о том, что крыша черепахи была продольная и двухскатная, так что передняя стенка черепахи имела треугольную форму. Камни, кидаемые со стены, скатывались по склону крыши, не причиняя сооружению вреда. Снаружи крышу покрывали плетеные панели и кожа. Иногда, крышу просто обмазывали снаружи глиной, смешанной с волосами. Оба метода обеспечивали примерно одинаковую защиту от огня.

Машина предназначалась для того, чтобы рабочие могли безопасно работать под самой стеной осажденного города. Передняя стенка черепахи не давала возможности рабочим разрушать непосредственно стену, действуя киркой и ломом, как это иногда предполагают современные исследователи. Вместо этого, осаждающие подкапывали стену, ослабляли фундамент и делали укрепления неустойчивыми. К сожалению, античные источники не содержат описания боевого применения данной разновидности черепах.

Вид снизу на черепаху Атенея. Видна квадратная рама шасси (escharion), разделенная вдоль четырьмя и поперек двумя лонжеронами. Две балки выступают за пределы шасси и служат опорами для наружных стен. В углах рамы находятся колеса.

Реконструкция черепахи для засыпания рва, предпринятая де Фоларом. Эта реконструкция долгое время считалась единственно правильной. Однако у нее есть недостатки, например, расположенные снаружи колеса.

Черепаха для зарывания рвов имела независимую подвеску каждого колеса. Конструкция подвески была такова, что колесо можно было повернуть на 90 гр, переставив его из одного гнезда в другое. В результате черепаха могла двигаться не только вперед и назад, но и в бок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37