Они получили более гармоничные машины, об этих-то машинах я и говорю».Дионисий якобы применял «катап
Они получили более гармоничные машины, об этих-то машинах я и говорю».
Дионисий якобы применял «катапульты всех типов», в том числе гастрафеты и различные экспериментальные торсионные катапульты. Довольно странно, но, рассказав о необычайно успешном использовании Дионисием катапульт при осаде Мотии в 397 г. до Р.Х., Диодор не упоминает катапульты при описании последующих кампаний. Невероятно, чтобы ранние типы катапульт внезапно исчезли из употребления, по крайней мере до тех пор, пока не получили распространение совершенные типы катапульт.
Торсионные катапульты достигли своего расцвета к середине IV в. до Р.Х. Катапульты (katapaltai) упоминаются в «Полиоркетике» Энея Тактика, написанной около 350 г. до Р.Х. В этой книге осада рассматривается с точки зрения осажденных. В Афинах катапульты стали стандартным вооружением лишь около 330 г. до Р.Х. К тому времени торсионные катапульты получили повсеместное распространение. Историки полагают, что толчком к развитию катапульт стали военные походы Филиппа II и его сына Александра Великого.
Действительно, Александр имел в своем обозе катапульты, но достоверное свидетельство их боевого применения известно только одно, и относится оно не к Александру, а к его отцу Филиппу II. В 340 г. до Р.Х. при осаде Перинфа Филипп использовал 80-локтевые (37 м) осадные башни, с которых осыпал стену стрелами, выпущенными «многочисленными луками особого вида». Жители Перинфа, в свою очередь, получили катапульты от союзного Византия.
Филипп, осадивший оба этих города одновременно, растянул свои войска и вскоре был вынужден снять осаду с обоих. За несколько лет до этого, при осаде Мефоны, Филипп потерял правый глаз, в который попала стрела, выпущенная из катапульты.
Имя Филиппа неразрывно связано с развитием метательных машин. Это общепризнанный факт. Работавший на македонского царя Полиид Фессалоникийский, создававший уникальные осадные башни и тараны, также участвовал в работе над торсионными катапультами.
Метательные машины III в. до Р.Х.
Правила постройки торсионной катапульты устоялись к 280 г. до Р.Х. В конце III в. до Р.Х. византийский инженер Филон написал «Энциклопедию механики», в которой говорил об артиллерии и осаде. Он говорит о длительном периоде развития катапульт, который увенчался кодификацией правил. «Учитывая прежние ошибки и неудачный опыт, удалось найти основные принципы и методы создания таких машин». По словам Филона наиболее стремительное развитие метательных машин имело место в Александрии. Хотя точных дат Филон не приводит, по упоминанию в тексте «честолюбивого царя» можно отнести этот период к правлению Птолемея I (323-283 гг.
до Р.Х.) и Птолемея II (283-246 гг. до Р.Х.).
Затем в истории развития метательных машин свое слово сказал Ктесибий. Хотя Ктесибий не оставил после себя текстов, о нем часто говорят инженеры, жившие позднее. Герон обобщил достижения Ктесибия в своем труде, написанным в период правления Нерона (около 60 г. от Р.Х.). Филон утверждает, что общался с людьми, лично знавшими Ктесибия и видевшими его машины. Поскольку конструкция катапульт к тому времени уже была отработана, Ктесибий создавал различные экспериментальные установки: пневматическую катапульту и катапульту с бронзовыми пружинами. Впрочем, эти катапульты никогда не применялись в боевых действиях.
Два из 27 наконечников, обнаруженных в Эфире. Больший наконечник весит около 50 г, меньший — около 40 г. Имеются и более легкие наконечники. Историк Дитвульф Баатц предположил, что эти наконечники от катапульных стрел длиной 3 пяди или 2,5 фута.
Конструкция метательных машин: пружинная рама
Если гастрафет использовал силу натяжения составного лука, катапульта оснащалась парой вертикальных торсионных пружин. Каждая пружина представляла собой моток волос или сухожилий, удерживаемый под напряжением на деревянной раме. Через моток продевалось деревянное плечо.