Живший позже римский историк Атеней приводит такие же данные. Реконструкцию пружинной рамы палинтона

Живший позже римский историк Атеней приводит такие же данные. Реконструкцию пружинной рамы палинтона произвел Шрамм, хотя конструкция станка совершенно неизвестна. Такая тяжелая машина была слишком громоздкой, чтобы оснащать ее шарниром.

Массивные пружины натягивались с помощью тройного блока. Как солдаты заряжали палинтон 78-кг снарядом — неясно.

То есть Герон утверждает, что перед выстрелом катапульту можно было навести на цель, вращая ее относительно основания.

Это было возможно благодаря детали, называемой karchesion — универсального шарнира. Шарнир представлял собой U-образную скобу, которая с помощью горизонтальной оси соединялась с ложем катапульты. Вторая, вертикальная ось соединяла скобу со станком. В результате катапульту можно было наводить в двух плоскостях. Крепилась скоба почти у самой рамы, близко к центру тяжести катапульты, что облегчало ее наведение.

Станок, согласно описанию Герона, состоял из трех основных частей: вертикальной стойки (styliskos) высотой 1,5 локтя (0,69 м) с треногой (basis triskeles); длинной диагональной стойки (antereidion), один конец которой подвешивался к вертикальной стойке, а другой касался грунта; вертикальной подставки, подвешенной одним концом к середине диагональной стойки, а другим упиравшемся в ложе катапульты.

Единственное описание другого по конструкции станка относится к так называемому «многострелу» (polybolos), изобретенному неким Дионисием из Александрии. У этой машины, по словам Филона, «стойка представляла собой шестигранную опору, к которой по бокам крепились небольшие брусья. На этих брусьях и покоилась стойка.

Брусья были прибиты к нижнему торцу стойки гвоздями. Кроме того, между брусьями имелись поперечные соединения».

Реконструкция, предпринятая Шраммом, теперь стала классикой. Три балки радиально исходят от нижнего торца шестигранной стойки. Для большей устойчивости Шрамм дополнил станок тремя дополнительными ногами, «позаимствованными» из текстов Витрувия, римского инженера, писавшего около 20 г. до Р.Х. Диагональная стойка и вертикальная подставка облегчала взведение тетивы. Перед выстрелом подпорку убирали и вручную наводили машину на цель. В целом, реконструкция Шрамма оказалась очень функциональной, позднее ее с минимальными дополнениями повторил Марсден.

Конструкция метательных машин: шайбы

Важными деталями катапульты были четыре бронзовые шайбы (choinikides), установленные на пружинной раме. Главным назначением шайб было удерживать железные рычаги (epizygides), которыми натягивались пружины. После того, как пружина натягивалась, рычаг укладывали в паз на верхней стороне шайбы. На нижней стороне шайбы имелась реборда, не дающая ей соскочить с отверстия на раме. Кроме того, по нижней кромке шайбы имелись отверстия, которым шайба крепилась к раме.

Шайба имеет характерную форму. Поэтому удалось найти около 50 шайб. Из них 21 шайба найдена в Эпире на северо-западе Греции. Крепость на этом месте стояла с IV в. до Р.Х. и до момента разрушения ее римлянами 167 г. до Р.Х. Найденные здесь шайбы вполне укладываются в схему развития катапульт за данный период.

Различают семь типов шайб, соответствующих семи типам катапульт. Шайбы различаются не только по диаметру, но и по относительной с диаметром высоте. Самые ранние шайбы достаточно тонкие. С течением времени высота шайб увеличивалась.

Шайбы первого типа имеют по наружной стороне храповые зубцы, с помощью которых их фиксировали на раме. Однако, такое крепление, очевидно, оказалось ненадежным, поэтому шайбы позднее переделали, сделав поверх зубьев четыре паза. Позднее появились шайбы, изначально имевшие шесть пазов, расположенных на равном расстоянии друг от друга (тип 2). Очевидно, на этих шайбах использовалась упрощенная схема креплений с помощью штифтов, соединявших шайбу с рамой. Однако, такое соединение хоть и отличалось простотой, попрежнему не было надежным. При слишком большом натяжении, штифты могло вырвать из пазов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37