Штурмовая лестница была простейшим способом взобраться на крепостную стену. На манускрипте эпохи Рен

Штурмовая лестница была простейшим способом взобраться на крепостную стену. На манускрипте эпохи Ренессанса показан способ удлинения лестницы с помощью сети. При необходимости лестницы делали из канатов или кожи, а Эней Тактик писал около 350 г.

до Р.Х., советуя обороняющимся по ночам спускаться со стены по сброшенным сеткам с целью собрать выпущенные в течение дня стрелы.

Говоря о штурмовом мостике. Вегеций пишет «мост (pons) . солдаты перебрасывают между осадной башней и стеной. По этому мосту воины покидают башню и врываются на городские стены». Мост, очевидно, выдвигался вперед, хотя точно конструкция неизвестна. Без сомнения, по бокам мостика имелись плетеные из прутьев борта. Эти борта не столько защищали от стрел, сколько не давали бегущим по мосткам солдатам оступиться. Очень важно, чтобы мостик располагался точно на высоте стены, чтобы солдатам не приходилось бежать по склону.

Вегеций упоминает самбуку как альтернативу штурмовому мосту. По словам Вегеция самбука называется так за свое сходство с арфой. «Как струны на арфе, так на брусьях осадной башни натянуты канаты, по которым мост выдвигается с помощью блоков, опускаясь на стену. После того, как мост опущен, солдаты перебегают по нему и врываются на городскую стену». Римская самбука напоминала корабельную самбуку, заметно отличаясь от самбуки Дамия.

Наконец, Вегеций кратко рассказывает о том, что внутри большой осадной башни может скрываться небольшая башенка, которая быстро выдвигается с помощью канатов и блоков, если осажденные пытаются нарастить высоту стен. Вряд ли такая башенка играла сколько-нибудь серьезную роль.

Черепаха с тараном Аполлодора, Этот рисунок XI в. заметно отступает от предписаний Аполлодора. Художник не представлял себе конструкцию черепахи.

Осадная башня Аполлодора

Осадная башня, описанная работавшим на Траяна Аполлодором, имеет более простую конструкцию. Возможно, эту башню строили в условиях нехватки древесины.

Инструкции по постройке башни идут последовательно, сразу видно, что писал их человек, разбирающийся в вопросе и имеющий опыт строительства осадных башен.

Аполлодор начинает с рекомендации строить осадную башню на безопасном удалении от противника. Собственно, это очевидное обстоятельство, именно по этой причине и приходилось строить передвижные машины, снабженные колесами. Военные строители обычно не ограничивали себя в длинномерном строевом лесе. Аполлодор же с гордостью заявляет, что по его инструкциям можно построить «башню высотой со стену используя небольшое количество коротких бревен».

Действительно, в конструкции башни Аполлодора нет деталей, длиннее 16 футов (4,7 м) шире 1,25 фута (37 см) и толще 1 пяди (22 см). Четыре угловые стойки имели тройную толщину у основания, постепенно утончаясь к вершине. Базу башни образовывали две пары параллельных балок с колесами, установленными между каждой парой. К сожалению Аполлодор здесь очень краток, но можно предположить, что с каждого бока было по два колеса. Диаметр колес около 2,5 фута (74 см), каждое колесо стояло на короткой оси.

После создания каркаса, башню обшивали досками. Аполлодор первый предложил набивать поверх досок шкуры свободно, чтобы они служили амортизаторами сами по себе. Он рекомендует набивать доски на каркас гвоздями с большими шляпками, а сверху обмазывать их слоем глины.

Затем он предлагает оснастить башню примитивной системой пожаротушения состоящей из бычьих кишок, соединенных с бурдюками с водой. Теоретически, пожар можно было затушить таким огнетушителем.

Верхний этаж оставался открытым сверху, но имел стенки. Внутри башни находились лестницы, позволявшие подняться с земли наверх к перекидному мостику.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37