Эта деталь заметно больше хиробалестры Герона. Деталь значительно повреждена с обеих концов, но сохр

Эта деталь заметно больше хиробалестры Герона. Деталь значительно повреждена с обеих концов, но сохранившаяся часть позволяет сказать, что пружины находились на расстоянии 18 см друг от друга. Поскольку камбестрион имел ширину 17,5 см, получается, что пружины стояли почти бок о бок.

Оршовские находки позволяют реконструировать очень низкую раму, для которой отношение ширины к высоте достигает 3:1, тогда как в описанной в тексте хиробалистре это соотношение равняется 2:1. Может быть к станковым баллистам применялись другие пропорции, нежели к ручным? Марсден предложил удвоить пропорции хиробалистры по высоте, полагая, что в таком виде она будет больше походить на баллисту Витрувия. Однако, Баатц сумел восстановить размеры исходных деталей, а большую ширину рамы объяснил тем, что она не загораживает обзор и позволяет легко отыскивать цель. Кроме того, Баатцу удалось устранить важный недостаток конструкции Витрувия, а именно возможность рикошета стрелы при прохождении мимо деревянной стойки. https://kredoteka.ru условия и процентная ставка автокредит.

Палинтонная баллиста

Принято считать, что палинтонные (камнеметные) баллисты продолжали использоваться, хотя Тацит в последний раз упоминает о них около 100 г. от Р.Х. На колонне Траяна нет изображений палинтонов. Арриан, историк времен Адриана, просто называет камнеметные баллисты «машинами» (mechanai).

Остатки катапульты среднего размера обнаружены на руинах Гатры в Ираке. Это говорит о применении палинтонов в начале III в. от Р.Х. До нас дошел только лобовой бронзовый щиток пружинной рамы толщиной около 2 мм и шайбы. Основываясь на этих деталях, в 1975 году Баатц реконструировал 10-фунтовый палинтон.

Баатц обратил внимание, что пружинная рама баллисты имеет необычно приземистую форму. Полукруглые вырезы на боках стоек долгое время оставляли без внимания.

У баллисты Витрувия также имелись эти вырезы, расположенные на внутренней стороне, а не на внешней. Очевидно, что у этих баллист плечи лука были ориентированы в обратном направлении по сравнению с классической баллистой. Действительно, такая рама имеет смысл только в том случае, если плечи лука проходят внутри нее.

Идею внутренних плечей лука высказывали и раньше, но никогда не принимали всерьез. Вероятно, это происходило из-за того, что отсутствовала полноценная модель подобной катапульты. В спущенном состоянии, плечи лука смотрят вперед. При взведении они проходят внутри широкой рамы и отходят назад. В результате угол отведения плечей лука практически удваивается, что означает удвоение энергии броска. В момент спуска плечи разворачиваются внутрь рамы и выходят вперед, останавливаясь в тот момент, когда между ними натягивается тетива. Как обычно, конструкторы старались избегать ударов плечей лука о стойки рамы.

Испанский историк Айтор Ириарте обратил внимание на то, что баллисты с железной рамой также могут иметь обращенные внутрь плечи лука. Английский ученый Майкл Льюис придерживается того мнения, что машина, обнаруженная в Гатре — это не палинтон, а тяжелый эвтитон. Несомненно, до сих пор римская артиллерия оставляет исследователям больше вопросов, чем дает ответов.

Палинтонный онагр

Солдат и писатель Аммиан Марцелин — важный источник информации, так как он был очевидцем многих событий третьей четверти IV века. В условиях упадка он пытался описать осадные машины и артиллерию в том виде, в каком они применялись в его дни. Хотя данное им описание баллисты неполное, он четко говорит об одноплечном палинтоне (хотя по его описанию уже предложено три разные реконструкции).

Вкратце, одна торсионная пружина крепилась поперек на лежачей деревянной раме. Одиночное деревянное плечо вставлялось в центр пружины так, что могло вращаться в вертикальной плоскости. К концу плеча подвешивалась праща, которая опи40 сывала дополнительную дугу, добавляя энергии к метаемому ядру. Аммиан сообщает нам, что данную машину называли «онагром» (onager), то есть диким ослом за его способность швыряться камнями. Прежде такие машины назывались скорпионами за их сходство с данным членистоногим, имеющим задранный вверх хвост с жалом. Названия машин менялись в течение столетий, поскольку во времена Витрувия под скорпионом понимался легкий эвтитон.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37