Пружинная рама катапульты, обнаруженная под Каминреапам, Испания. Деревянная рама полностью разрушил
Пружинная рама катапульты, обнаруженная под Каминреапам, Испания. Деревянная рама полностью разрушилась, сохранилась лишь металлическая оковка. Отчетливо видно центральное отверстие для затвора. Отверстие ниже — для ложи. Сохранились и все четыре шайбы.
Пружинная рама римской катапульты, изображенная на надгробье Веденния Модерата. Модерат прослужил десять лет в составе XVI Галльского легиона, после чего получил назначение в преторианскую гвардию, где прослужил еще восемь лет. Отправленный в почетную отставку Веспасианом, Модерат вскоре снова был призван и прослужил еще 23 года инженером в арсеналах Рима. Его дважды награждали. Умер Модерат в возрасте от 83 до 96 лет.
Лобовая пластина катапульты III Македонского легиона, обнаруженная под Кремоной. На пластине надпись, свидетельствующая о том, что она построена в годы консульства Марка Виниция и Тавра Стацилия Корвина в период правления Гая Вибия Руфина, то есть в 45 г. от Р.Х. Катапульта прослужила 24 года и была уничтожена в ходе гражданской войны 69 года.
Эвтигоны Витрувия
К 20-м гг. до Р.Х., когда Витрувий приступил к описанию эвтитона в своем фундаментальном труде, в конструкции эвтитона произошли некоторые изменения. Вопервых, римские единицы измерения были немного меньше аналогичных греческих.
Во-вторых, римляне разработали собственную терминологию. Так, внутренний диаметр шайб вместо слова diametros римляне называли foramen, а сами шайбы из choinix в римской литературе получили название modioulus. Кроме того, римские авторы торсионную артиллерию обозначали собирательным термином tormenta, отдельные экземпляры именовали catapulta, а самые маленькие образцы называли scorpio.
Этим нововведения не ограничились. В тексте Витрувия отчетливо видны изменения, внесенные в конструкцию пружинной рамы эвтитона. Если у Филона вертикальные стойки рамы по высоте равнялись 3,5 диаметрам пружины, Витрувий говорит о 4 диаметрах. Наоборот, горизонтальные опоры рамы у Филона равны 6,5 диаметрам, у Витрувия —только 6. Таким образом, пружинная рама Витрувия была выше и уже.
Это делало метательные машины более компактными, что полностью подтверждается испанскими находками, о которых речь шла выше. Две вертикальные стойки пружинной рамы, соединявшиеся со стволом в жесткую конструкцию, на римских катапультах были заменены одной центральной стойкой двумя отверстиями: верхним для затвора и нижним для крепления ствола. Кстати сказать ствол и пружинная рама в римской литературе обозначаются терминами canaliculus и capitulum.
Шайбы стали еще толще, чем раньше.
Например, шайбы 3-го типа из Эфиры имели высоту 0,4 диаметра. Эти шайбы относились к ранним катапультам III в. до Р.Х.
Шайбы 5-го типа из Эфира уже имели высоту 0,5 диаметров, также как и чуть более крупные шайбы из Ампурии. Эти два типа шайб уже относились к середине II в. до Р.Х.
Шайбы из Каминреала, датируемые I в. до Р.Х. имели высоту 0,6 диаметра, также как и шайбы из Махдии, относящиеся к тому же периоду. Шайбы, найденные в Кремоне, и датируемые уже началом нашей эры, имели в высоту 0,7 диаметра. Очевидно, что высота шайб постепенно увеличивалась и ко временам Витрувия уже полностью отошла от рекомендованных Филоном пропорций.
Другое изменение затронуло плечи катапульты. Их концы в спущенном состоянии выступали дальше вперед. При этом угол взведения увеличился с 35 гр до 47 гр.
Благодаря этому пружина накапливала больше энергии. Все перечисленные выше изменения в конструкции привели к увеличению мощности метательных машин.