Все детали машины сравнительно легко расшифровываются, но общая конструкция хиробалистры остается не

Все детали машины сравнительно легко расшифровываются, но общая конструкция хиробалистры остается неясной. Судя по названию, это должна быть сравнительно небольшая машина, чтобы ее можно было удерживать в руках. Например, длина ложа составляет около 1 метра. Рамы имеют в высоту 20,6 см. Диаметр пружины 3,7 см, расстояние между пружинами 43,5 см. Плечи лука длиной 20,4 см, внутренний диаметр шайб 2,5 см.

Хотя археологи не нашли ни одной детали, соответствующих размеров, существование ручных торсионных машин можно 39 считать доказанным. Шайбы 6-го типа из Эфиры имеют внутренний диаметр 3,4 см.

Шайбы чуть большего размера обнаружены в Британии: одна под Элджинхофом (3,5 см), другая под Батом (4,0 см). Две шайбы позднего периода найдены в Марокко на месте города Волюбилис (4,1 и 4,4 см). Некоторые современные авторы пытаются истолковать размеры хиробаллистры таким образом, чтобы получить полноразмерную метательную машину, несмотря на то, что это именно ручное оружие. Полукруглая деталь на задней части ложа играла ту же роль, что и ее аналог у гастрафета.

Реконструкция онагра, проведенная сэром Ральфом Пейн-Голуеем. Машина на демонстрации стреляет только деревянными ядрами, поэтому ее реальная эффективность неизвестна.

Онагр, построенный во времена Наполеона III Вершером де Реффи. Виден регулируемый штырь, к которому подвешена праща. Такая конструкция крепления улучшает баллистику ядра.

Конструкция эвтитонной баллисты: пружинные рамы

Марсден не дожил до археологического подтверждения своих реконструкций. В последние десятилетия усилиями германского археолога Дитвульфа Баатца удалось найти железные рамы катапульт, стоявших в различных городах Империи. Все найденные детали соответствуют описаниям из рукописи, но имеют увеличенные размеры.

По сравнению с хиробаллистрой три рамы, найденные в районе румынского города Горнея, короче (13,3, 14,4 и 14,6 см), но имеют отверстия большего диаметра (5,4, 5,9 и 5,4 см). Одна рама из-под Лиона (Франция) выше (32,5 см) и шире (диаметр отверстия 9 см). Рама из-под Оршова (Румыния) также высокая (36 см), но узкая (диаметр отверстия 7,9 см). Наконец, рама, найденная в Сала (Марокко) также высокая (37,4 см, диаметр отверстия 8 см). Таким образом, если старые катапульты строились с учетом пропорции между высотой пружины и ее диаметром, что машины с железной рамой такой пропорции не имели. ' ' Конечно, рама-камбестрион еще не равна по высоте длине пружины. Сверху и снизу стояли шайбы, которые увеличивали длину и ограничивали диаметр пружины. Кроме того, если в деревянной раме диаметр отверстия пружины соответствовал диаметру шайбы, то в случае металлической рамы диаметр пружины ограничивался только диаметром шайбы. Это хорошо видно на раме, обнаруженной в Лионе. У этой рамы уцелели обе шайбы. Поэтому можно определить, что диаметр отверстия в раме равен почти 9 см, тогда как внутренний диаметр шайбы и, соответственно, диаметр пружины равен только 7,5 см. Более того, шайбы имеют в высоту почти 6 см, в результате чего длина пружины достигает 44,5 см, то есть почти шесть диаметров пружины. У хиробалистры шайбы высотой 2,9 см, что в сочетании с рамой делает высоту пружины равной 26,4 см, то есть более чем десять диаметров.

Конструкция эвтитонной баллисты: пружинные рамы

Сцена с колонны Траяна. Баллиста с железной рамой, установленная на деревянную платформу. В отличие от настоящих пушек, метательные машины отличались минимальной отдачей. Предположение о том, что тяжелые катапульты ставили на гибкие платформы, хотя и распространенное, но совершенно ложное.

Удалось обнаружить несколько шайб, принадлежащих поздним баллистам, но они ничего не говорят о конструкции рамы. Под Оршова удалось найти раму в сочетании с дугой-камарионом — длинной дугообразной балкой, соединяющей вершины рам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37