А для путешествий в Сирию и Каталонию многие предпочитают малень­кие корабли (лат.).Которые раньше н

А для путешествий в Сирию и Каталонию многие предпочитают малень­кие корабли (лат.).

Которые раньше не имели обыкновения проходить через Гибралтарский пролив.

С 1420 по 1450 год. *#**

В Лионское море (залив).

Мореплавание: тоннаж судов и конъюнктура 417

загружаться винами непосредственно в Кандии, выданное иностран­ным кораблям, и, наконец, эти новоявленные пришельцы, которые пересекли Гибралтарский пролив и «стали обогащаться не толькс ia счет cittadini , но и государства, угрозу для которого они представляют, — müde наших галей и нав». Этими новыми пришель­цами были малотоннажные суда.

Подобные же перемены наблюдаются в Атлантическом океане, в Ла-Манше и на Северном море. Алоис Шульте отмечает их в своей за­мечательной книге о Grosse Ravensburger Gesellschaft , в которой, ес­ли к ней обратиться, можно отыскать любые сведения119. Легкие и стройные каравеллы, олицетворявшие собой юность и надежды то-гдашнего мира, одерживали верх над тяжелыми навами, или naus, ге­нуэзцев и других жителей Средиземноморья. Андреа Затлер пишет

в 1478 году из Брюгге: «Die kleinen haben die grossen Schiffe ganz vertrie-. **** _

ben» . Различия между двумя категориями судов в эту пору огром­но; в 1498 году четыре навы загрузили в Антверпене 9 тыс. центнеров товара; 28 каравелл — только 1150 ц.

Победа легких парусников над тяжелыми судами Внутреннего моря, скорых и недорогих перевозочных средств над мастодонтами, долго стоящими под погрузкой и пользующимися монопольными при­вилегиями, означала наступление больших перемен в Атлантическом океане и на Средиземном море. Эти перемены продолжались почти до начала 1530 годов и замедлились около 1550 года (по крайней мере, в Средиземноморье); в 1570 году они возобновляются снова и продол­жаются в начале следующего столетия.

Об Атлантике в XVIвеке

Проблема, связанная с покорением атлантического пространства в XVI веке, ставится обычно некорректно. Для ее правильной поста­новки требуется рассмотреть отдельно две главные монополии стран Иберийского полуострова: Carrera de Indias , бравший начало

Граждан.

Весенне-летних караванов в Левант.

Великом равенсбургском товариществе (нем.).

Большие корабли повсеместно вытесняются маленькими.

Путь в Индию.

14 - 5039

418 Социальная целостность: дороги и города, города и дороги

в Севилье, и невероятно длинный морской маршрут, который вел из Лиссабона в Индию на востоке.

Небольшие корабли первооткрывателей быстро исчезли с этих ос­новных трасс. Из трех судов Колумбова флота «Сайта Мария» имела во­доизмещение 280 тонн, «Пинта» — 140 и «Нинья» — всего 100 тонн. Спустя 50 лет ордоннансы 1552 года не допускают больше к использо­ванию в американских конвоях корабли водоизмещением менее 100 тонн и с экипажем меньше 32 человек; решение Филиппа II от 11 марта 1587 года увеличивает этот минимальный тоннаж до 300 тонн120, одна­ко в конце XVI века было немного судов, ходивших в Вест-Индию, ко­торые превышали бы своим водоизмещением 500 тонн, тем более что 400-тонные парусники уже с трудом преодолевали порог Сан-Лукар-де-Баррамеда на Гвадалквивире ниже Севильи. Лишь во второй половине XVII века получили распространение галионы водоизмещением от 700 до 1000 тонн ш, и тогда со всей остротой встала проблема переноса Casa de la Contratacion и монополии на торговлю с Индией из Севильи, куда корабли не могли больше пройти, в Кадис122.

В Лиссабоне, где препятствия для входа в порт отсутствуют, круп­нотоннажные суда в XVI веке нередки. В 1558 году в Португальскую Индию вице-короля Константино де Браганса доставляет нава «Гарса» водоизмещением более 1000 тонн; впрочем, это самое крупное судно той эпохи, которое когда-либо плавало по пути в Индию123. В 1579 го­ду, по свидетельству одного из венецианских послов, le navi grandis­sime в Лиссабоне достигают 2200 botte (более 1100 тонн)124. В конце столетия тоннаж судов часто превосходит эти пределы. Каракка Madré de Deus , которую в 1592 году125 захватил Клиффорд и которую он привел в Дармут, не может, как полагают, добраться до Лондона из-за своей осадки. Ее водоизмещение превышает 1800 тонн, на ней находят­ся 900 тонн товара плюс 32 пушки; она может принять 800 пассажиров. В длину она достигает 166 футов, в ширину на уровне второй из своих трех палуб — 46 футов 10 дюймов; ее осадка составляет 31 фут, длина киля — 100 футов, самая высокая мачта имеет 120 футов в длину и 10 по окружности. Англичане были не менее поражены, когда 15 сентября был обнародован нескончаемый список взятых на ней товаров, выставленных

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55