Совета Пяти.442 Социальная целостность: дороги и города, города и дорогиуходила из города. Пьемонтец

Совета Пяти.

442 Социальная целостность: дороги и города, города и дороги

уходила из города. Пьемонтец Джованни Ботеро представляет себе та­кое положение вещей, когда в 1589 году проводит сравнение между Ге­нуей и Венецией, склоняясь в пользу последней. В Генуе состояния де­нежных воротил растут не по дням а по часам, но это наносит ущерб другим полезным занятиям горожан. Замедляется промышленное раз­витие Генуи (текстильное производство, кораблестроение); жизнь про­стых генуэзцев, входящих в цехи, становится в целом все более скуд­ной. Венеция отстает от своей великой соперницы и культивирует почти все ремесла в своем лоне. Поэтому ее жители не столь бедны, как в Генуе, и не так велика разница имуществ235.

Городской цикл и спады

Если развитие городской жизни происходит поэтапно, то и в своем упадке она тоже проходит через определенные фазы. Зарождение, рост, закат городов связаны с ритмом перемен экономической жизни. Приходя в упадок, города постепенно расстаются с атрибутами своего могущества. Можно ли считать случайным, что первые признаки недуга, охватившие Геную (появление грузовых судов из Рагузы), затронули транспортные средства, составляющие главные богатства больших городов, в то время как наибольшую жизнеспособность демонстрирует находящаяся на дру­гом конце цепочки банковская деятельность, которая и получила развитие в последнюю очередь? Придя к нижней точке своего падения в XVIII веке Генуя и Венеция остаются все же городами золотых потоков. Не была ли драма Барселоны, разыгравшаяся, по меньшей мере, в XVI столетии, пре­допределена ее прошлым, не стала ли она, несмотря на бытующие мнения, платой за чересчур быстрое обогащение, не опирающееся на прочный бан­ковский фундамент? Как отмечал еще Капмани236, в начале XVI века город погубило отсутствие денег, обмена, giro .

Развивая, насколько возможно, эту мысль, нельзя ли сказать, что вступление какого-то города в фазуэ промышленного развития часто свидетельствует о трудностях, переживаемых его средствами сообще­ния? Нельзя ли предположить, что объем производства в некотором смыс­ле компенсирует эти недостатки коммуникации? Весьма симптоматично, во всяком случае, наблюдаемое нами процветание промышленности в городах, удаленных от моря и вследствие этого испытывающих затрудне­ния в качестве транспортных узлов; таких как Лукка, родина шелкоделия,

Оборота.

Роль гор »дов 443

Милан, Комо или даже Флоренция. То же самое можно отнести к городам, транспортные или торговые связи которых находились в XVI веке под угрозой, будь то Флоренция или Венеция. Станем ли мы, наконец, ут­верждать, что и оживление банковской деятельности проистекает из за­труднений в торговле и промышленности? То есть что один вид деятель­ности развивается за счет других, а вовсе не обязательно в согласии с ними. Все эти рассуждения не претендуют на то, чтобы дать универсальное объ­яснение, они представляют собой скорее беглый обзор совокупности про­блем, связанных с динамикой городского развития.

Попытка создания примерной типологии

Общая типология городов, представление о которой мы стремились дать выше, остается незавершенной в силу вынужденных причин. Жизнь городов была подвержена самым разнообразным влияниям. Каждый из них принимал участие в жизни особого экономического комплекса. На ме­стном уровне это подразумевает наличие связей с деревней и с соседними городами, независимо от того, кто из них выступал в господствующей, а кто — в подчиненной роли. В глобальном плане это предполагает на­личие связей со всем Средиземноморьем в целом или даже со Средиземно­морьем в расширенном понимании. Свое воздействие оказывает, наконец, и политическая обстановка. В XVI веке ее изменения приводят к утрате городами прежней независимости, подрывают основы их традиционной экономики, создают в городах и навязывают им новые структуры.

Один историк237, который завершает работу над книгой по типоло­гии городов Кастилии в XVI веке, различает следующие их типы: горо­да чиновников, такие как Гранада и Мадрид — последний рос столь быстро, что снабжение его избыточного населения часто осуществля­лось с перебоями, так что, по свидетельству, взятому из переписки 1615 го­да, «хлеба не было целыми днями и можно было видеть людей, которые искали его на улице с деньгами в руках и просили продать per Гатог di Dio*»238; торговые города, такие как Толедо, Бургос и Севилья; про­мышленные города (в том смысле, что в них появляется современная про­мышленность в капиталистических формах Verlagssystem , которые характерны не только для Германии) наподобие Кордовы и Сеговии;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55