_ Города как свидетели своего времени _ 475Скутари (Ускюдар)397, расположенный на азиатском берегу,

_ Города как свидетели своего времени _ 475

Скутари (Ускюдар)397, расположенный на азиатском берегу, облада­ет всеми признаками третьего города, отличающегося от двух других. Это стамбульская караванная станция, пункт назначения и отправки караванов, движущихся по бесконечным дорогам Азии. О его прибли­жении предупреждают попадающиеся навстречу караван-сараи и ха­ны, а также крупнейший конный базар. Со стороны моря нет ни одной надежной гавани, поэтому товары перегружаются в спешке и в надежде на волю Всевышнего. Будучи турецким городом, Скутари изобилует са­дами и княжескими резиденциями. Здесь находится дворец султана, и всякий раз, как он покидает сераль и фрегат доставляет его на азиат­ский берег «для увеселений»398, перед наблюдателем открывается вну­шительное зрелище.

Для полноты картины к описанию Стамбула следует добавить важ­нейший из его пригородов, Эйюб, расположенный при впадении пре­сноводных рек европейской части в Золотой Рог, а также длинную вереницу греческих, еврейских и турецких поселков, раскинувшихся по обоим берегам Босфора, где живут садовники, рыбаки и моряки и где часто можно встретить летние дома богачей, яли, с цокольными ос­нованиями из камня и первыми этажами и пристройками из дерева; их «многочисленные окна, не забранные решетками»399, смотрят на Бос­фор, где не бывает слишком любопытных соседей. Эти «места, предна­значенные для отдыха и прогулок в саду»400, можно с полным правом сравнить с виллами в окрестностях Флоренции.

В целом это огромная городская конгломерация. В марте 1581 года восемь кораблей, груженных зерном из Египта, обеспечили город хлебом всего на один день401. Судя по перечням 1660—1661 и 1672—1673 годов402, аппетиты Стамбула в это время были не менее ненасытными, чем в пре­дыдущем столетии. Ежедневно город потреблял от 300 до 500 тонн хле­ба, задавая работу своим 133 пекарням (в самом Стамбуле из 84 бу­лочников 12 пекли белый хлеб); ежегодно — около 200 тыс. говяжьих туш, из них 35 тыс. использовались для приготовления соленого или копченого мяса, бастермы; а также (но чтобы поверить своим глазам, нужно перечитать цифры 2 или 3 раза) почти 4 млн. баранов и 3 млн. ягнят (точнее — 3.965.670 и 2.877.400). Сюда нужно добавить бочонки с медом, сахаром, рисом, мешки и бурдюки с сыром, икрой и 12.904 кан-тара, т. е. около 7 тыс. тонн, топленого масла, доставляемого по морю.

Эти цифры, слишком точные, чтобы им полностью доверять, но слиш­ком официальные, чтобы вообще не соответствовать действительности,

476 Социальная целостность: дороги и города, города и дороги

свидетельствуют о порядке величин. Разумеется, Стамбул мог без огра­ничений черпать из несметных запасов кладовых империи благодаря системе, установленной придирчивым, властным и «дирижистским» правительством. Центр снабжения продовольствием имеет удобные подъездные пути, уровень цен фиксированный, при необходимости проводятся реквизиции. Установлен твердый порядок разгрузки то­варов в определенных точках причалов стамбульского порта. Напри­мер, черноморское зерно привозят на Ун Капани. Но естественно, не весь торговый обмен идет по официальным каналам. Город благо­даря своим огромным размерам является всеобщим центром притяже­ния. Нам известна роль, которую играли в торговле зерном крупные негоцианты, нанимавшие мелких перевозчиков с Черного моря, а так­же греческих и турецких капитанов из Ени Кея на европейском берегу Босфора или из Топ Хане, служащего продолжением набережных Гала-ты; обладателей огромных состояний, перевозчиков и торговцев, зани­мавшихся в том числе контрабандой зерна на Запад с островов Архипелага403.

Таким образом, в Константинополе употребляются тысячи наименова­ний товаров со всех концов империи и, кроме того, тканей и предметов роскоши с Запада; взамен город не предлагает ничего, или почти ничего, если не считать тюки с шерстью и кипы бараньих, коровьих и воловьих шкур, остающиеся после животных, проходящих через его порт. Эта картина ничем не напоминает деятельность таких крупных экспортных портов, как Александрия, сирийский Триполи и позднее Смирна. Столица пользуется привилегией богачей, на нее работают другие.

В защиту столицы

Не стоит все же безоговорочно продолжать длинный список обви­нений, которые можно выдвинуть против крупнейших городов. По крайней мере, следует сразу же отметить, что их существование имело свой смысл и что историк может вынести оправдательный при­говор этим удивительным инструментам умственного и политического развития. Во-первых, они всегда были рассадниками цивилизации. Во-вторых, от них исходит порядок. Порядка отчаянно не хватало в неко­торых бурно развивающихся регионах Европы: в Германии, где

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55