8^ По самым оптимистическим подсчетам.83 Ibid., р. 567.84 Ibid., р. 563 et sq.85 Л. de Raguse, Diver

8^ По самым оптимистическим подсчетам.

83 Ibid., р. 567.

84 Ibid., р. 563 et sq.

85 Л. de Raguse, Diversa di Cancellaria, 192—196, 192 (f° 139, 30 mai 1604, f 176 v°, 1604, le Catallan); 194 (f 44 v°, 2 mai 1605).

86 Museo Correr, Prov. Div. С 989 (Mercatura e traffichi III).

87 Felipe Ruiz Martin, Lettres marchands échangées entre Florence et Medina del Cam- po, 1965, p. CXVIetsq.

88 Modesto Ulloa, La hacienda real de Castilla en el reinado de Felipe II, Rome, 1963, p. 187.

89 Ramm Carande, Carlos V y sus banqueros. La hacienda real de Castilla, 1949, p. 292 et sq.

90 La hacienda real ., pp. 137—200.

91 Simancas, Escrivania Mayor de Rentas, 1603—1604.

92 The Growth of the Antwerp Market and the European Economy, 1963, II, p. 311 et sq.

93 A. d. S. Venise, Cinque Savii, 4 bis, f 44, 8 mai 1636.

94 R. Mantran, op. cit., p. 489.

95 5. Schweigger, op. cit., p. 241.

96 B. M. Sloane 1572, f 50 v° et 51, 2 juillet 1633.

97 A. d. S. Venise, Dispacci Spagna, P° Gritti au doge, Genes, 30 avril 1616.*

98 R. P. Einet, Essay des merveilles de nature et des plus nobles artifices (éd. 1657, p. 97).

99 По сведениям, приводимым в пока неизданной работе Алваро Кастильо Пинтадо.

100 Museo Correr, D. délie Rose, 217.

101 Согласно Simancas E° 160. См. стр. 420. Любопытный документ, представ­ ляющий интерес для истории техники, описывает Л. Delatte, «L'armement d'une car­ avelle grecque du XVI siècle, d'après un manuscript de Vienne», in: Miscellanea Mercati, tome III, 1946, p. 490—508. Здесь речь идет об исследовании пропорций отдельных частей судна в зависимости от его тоннажа. Этот сложный текст мне помогла пере­ вести Элен Бибику.

102 Simancas, Guerra Antigua, XX, f° 15, 15 septernbre 1541. Для перевозки одной ло­ шади требовалось не менее 20 тонн водоизмещения.

103 Thomas Platter, in: Félix et Thomas Platter à Montpellier, 1892, p. 303.

104 Согласно Louis Dermigny, La Chine et l'Occident. Le Commerce à Canton au XVIII siècle, 1719—1833, 1964, тоннаж большого корабля «Индиамен» не достигал 2000 т, а судно «Индустан» в 1758 г. имело, по официальным данным, водоизмещение 1248 т, но в действительности 1890 т, t. I, р. 202 et sq, pp. 212 et 213.

Письмо П. Гритти дожу, Генуя, 30 апреля 1616г.

Города как свидетели своего времени 483

105 A. d. S. Venise, Senato Маг, 6, f° 185, 30 juin 1460.

106 В. N. Paris, Ital. 1714, f 109, письмо Дж. А. Веньера дожу из Руана от 22 февра­ ля 1532 г., копия.

107 Jacques Heers, Gênes au XV siècle, Activité économique et problèmes sociaux, 1961, p. 278.

В нашем тексте использованы первые главы неизданного труда Альберто Те-ненти и Коррадо Виванти о венецианской системе торговых галер, который послу­жил основой для статьи: «Le film d'un grand système de navigation: Les galères march­andes vénitiennes XIV—XVI siècles», опубликованной этими авторами в: Annales E. S. С., XVI, 1961, n° 1, pp. 83—86.

109 Gino Luzzato, op. cit., p. 41 et sq.

110 Ibid., p. 76.

111 A. d. S.Venise, Notatorio di Collegio, 355, F 104 v°, 1 декабря 1449 г. В этой же серии документов: 372, f 108 v°, 12 апреля 1450 г. (915, 1150, 1100 ботге); 97, f 29 v°, 11 июня 1461 г. (2500 ботге); 343, f 87,18 февраля 1471 г.; 368, F 96, 8 июня 1471 г. (новая нава водоизмещением более 1000 ботте).

112 A. d. S. Mantoue, A° Gonzaga, Serie E, Venezia 1433, письмо Дж. Броньоло маркизу Мантуанскому, Венеция, 7 августа 1490 г.

113 Op. cit., I, р. 684, 26 juin 1497; pp. 802—803, octobre 1497.

114 Ibid., И, p. 1244 et sq. Аналогичный перечень: Correr, D. délie Rose, 154, f 69, 1499.

115 Донесение составлено в Малаге в июле 1541 г., Simancas, Guerra Antigua, XX, f 10. 116Louis Dermigny, op. cit., t. I, pp. 202 et sq.

117 A. d. S. Venise, Senato Mar, 4, f° 28 v°, 16 Janvier 1451.

118 Museo Correr, D. delle Rose, 2509, 21 octobre 1502, in rogatis.

119 Op. cit. Ill, p. 413.

120 Huguette et Pierre Chaunu, Seville et l'Atlantique, 1955, t, I, p. 127, note 3 об ордон- нансах 13 февраля 1552 г. и 11 марта 1587 г.; были также и ограничения верхнего порога: 400 т в 1547 г. и 550 т в 1628 г. для кораблей, входящих в состав флота.

121 J. Kulischer, Allgemeine Wirtschaftsgeschichte des Mittelalters und der Neuzeit, 1928 (и второй тираж в 1958 г.), II, р. 385.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55