Социальная целостность Средиземноморья заключается одновре­менно в этом пространстве дорог и простра

Социальная целостность Средиземноморья заключается одновре­менно в этом пространстве дорог и пространстве городов, в этих сило­вых точках и линиях. Дороги и города, города и дороги представляют собой для человека один и тот же инструмент овладения пространст­вом. Средиземноморский город, независимо от своих форм, архитек­туры зданий и культурной общности, к которой он принадлежит, явля­ется порождением дорог и в то же время сам порождает их. Видаль де ла Блаш говорит об этом применительно к американскому городу7, но средиземноморское пространство в XVI веке (нужно воспринимать это в самом расширительном смысле, поскольку речь идет о городах) также выглядит нескончаемым и безмерным. В XVI веке ни один мировой ре­гион не может сравниться с ним развитием своей дорожной сети. Горо­да Нидерландов и Верхней Германии (последние озарены отраженным светом Средиземноморья, первые переживают экономический подъем благодаря южным купцам и мореходам); усердно трудящиеся, но не­большие города Ганзы на севере при всей их красоте и оживленности не создают таких сложных и густонаселенных образований, как города Внутреннего моря, где городские конгломераты складываются в беско­нечные цепочки вокруг крупнейших центров: Венеции, Генуи,

Таких дешевых, прибавляет он, что все это отчасти напоминало Италию

(исп,).

388 Социальная целостность: дороги и города, города и дороги

Флоренции, Милана, Барселоны, Севильи, Алжира, Неаполя, Констан­тинополя, Каира. Последние три были перенаселены: разве не ут­верждают, что Константинополь насчитывал в то время 700 тыс. жителей8, т. е. вдвое больше, чем Париж, и вчетверо больше, чем Вене­ция? Но к этому переченю городов следует добавить окружающие их местечки, которые принимают участие в обменных процессах и играют более важную роль, чем позволяет предположить численность их населе­ния. Возможно, лихорадочная деятельность и оживление, царящие в маленьких городках Средиземноморья, позволяют понять, почему на Дальнем Востоке, располагающем в то время более крупными и более густонаселенными городами, чем метрополии Средиземноморья, подоб­ная динамично развивающаяся городская жизнь на деле отсутствует. Дальневосточные города лишь объединяют внутри своих стен огромные массы людей, не вовлекая их в общее движение; если угодно, они яв­ляются выражением перенаселенности Азии, а не ее экономической организации9.

Средиземноморье —территория городов, эта избитая, повторяв­шаяся тысячу раз истина не является открытием, но вытекающие из нее следствия необходимо запомнить. Социальный характер Среди­земноморья определяют преимущественно города и дороги. Им подчинено все. Сельское хозяйство, даже в самых скромных своих проявлениях, связано с городом и подвластно его интересам; тем бо­лее это справедливо по отношению к наиболее развитым аграрным отраслям. Ритм городской жизни отличается большей торопливо­стью, чем того требовали бы природные условия сами по себе. Благо­даря городам обмен преобладает над всеми прочими видами деятель­ности . Вся история моря и развитие приморской цивилизации непо­средственно связаны с городами. Прав Фердинанд Лот10, когда он во­преки мнению Эмиля-Феликса Готье ищет в наличии городов даже причину мусульманских завоеваний. Города заправляют всем. Судьба всего моря часто зависит только от перевеса, получаемого одним городом, одной дорогой над другими городами и дорогами, даже в XVI веке, когда все Средиземноморье кажется поделенным, хотя в реальности до этого еще не дошло, между великими империями и территориальными государствами.

Морские маршруты и сухопутные дороги

389

Живительная сила дорог

Средиземноморские дороги — это прежде всего морские дороп | сформировавшиеся первоначально, как мы уже говорили1 ], вдоль бере­гов. Многочисленные сухопутные дороги стоят на втором месте: часть из них огибает побережье, идет от одного порта к другому, как, напри­мер, бесчисленное скопление больших и проселочных дорог, узких и труднопроходимых тропинок, которые тянутся непрерывно от Неапо­ля до Рима, до Флоренции до Генуи, до Марселя, затем через Лангедок и Руссильон переходят в прибрежные дороги Испании, между Барсело­ной, Валенсией, Малагой . Иные из них направлены перпендику­лярно к берегу, они следуют естественному направлению Нила или

27. Дорожная сеть Иберийского полуострова в 1546 году

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55