Большая барка.Поставщиками продовольствия на границы Португальской короны.Мореплавание: тоннаж судов

Большая барка.

Поставщиками продовольствия на границы Португальской короны.

Мореплавание: тоннаж судов и конъюнктура 421

Последняя гр/ппа, состоящая из 54 судов141, имеет общий тон %аж 8360 тонн, т. е. на один корабль приходятся 154 тонны; снижение тон­нажа объясняется не тем, что речь идет об осеннем времени, а тем, что список включает на этот раз все прибывшие корабли, как ureas, гукары, т. е. большие суда северного типа, так и маленькие парусники, которые в тексте названы курьезным именем филиботов (от того же корня, что и filibustar, заниматься пиратством, откуда и слово «флибустьер»). Это «Золотой пес» из Стокгольма водоизмещением 80 тонн, «Фортуна» из Дюнкерка, «Святая Мария» из Стокгольма, «Святой Петр» из Кенигс­берга, «Милосердие» из Дюнкерка, «Охотник» из Стокгольма и прочие — мы процитировали только первые названия, стоящие в списке этих се­верных кораблей из Норвегии, Дании, из ганзейских городов и из верно­подданных Нидерландов, которые после 1586 года заменили в Севилье и различных вспомогательных по отношению к ней портах английские и голландские суда, ставшие нежеланными для Католического короля в портах полуострова — это корабли, груженные полотном, деревом, бру­сом, досками, зерном . Чтобы избежать встречи с англичанами, стерегу­щими Ла-Манш, они огибают иногда Шотландию с севера.

Но английские и голландские суда, изгнанные с полуострова, с уд­военной силой предаются пиратству на всем пространстве океана, грабя плохо охраняемые берега и нападая на непомерно большие корабли, плавающие в «Индию». В этой борьбе пигмеи часто одержи­вают верх благодаря своему преимуществу в скорости и лучшей ус­тойчивости при сильном волнении и ветре, а также благодаря своему артиллерийскому вооружению, поскольку, как объясняет намного позднее один современник142 Ришелье (1626 год), в отличие от того, что было раньше, сегодня судно в 200 тонн может «быть оснащено та­кими же большими пушками, как суда в 800 тонн .» Это новшество, «залог успеха на море», позволяет небольшим суденышкам, подобно насекомым, налетать на слишком тяжелые и неповоротливые кораб­ли иберийцев. Если пираты захватывают одну из этих плавающих крепостей, то, основательно разграбив, они предают ее огню: что они станут делать с такой громадиной в своих молниеносных набегах? Джован Андреа Дориа, к которому обратились за советом в 1594 году, предлагает использовать отныне для индийского флота менее гро­моздкие и более скоростные корабли143. Испанское адмиралтейство, наученное горьким опытом, несомненно, приступило к строительству более легких парусников еще до захвата судна «Ревендж» в 1591

422

Социальная целостность дороги и города города и дороги

год)144 Об этом говорит Липпомано в своем донесении венецианско­му Сенату в 1589 году, пересказ которого испанский посол направил Филиппу II14j Католический король решил продо\жить завоевание Англии в надежде облегчить его исправлением прежних ошибок и строить менее крупные корабли, л\чше приспособленные для п\ава-ния по океан) и вооруженные бо\ее длинными и более легкими ору­диями Филипп II подчеркнул в этом донесении слова «менее круп­ные корабли, лучше приспособленные для плавания по океану» и до­бавил на полях <Я полагаю, что дело v нас обстоит как раз наоборот и нужно, чтобы Педро Менендес Маркес об этом напомнил» Таким образом, если назавтра после крушения Непобедимой Армады проблема не была решена, верхи были о ней во всяком случае, осведомлены

В торговой области происходят такие же перемены большие корабли вытесняются малыми мирным или насильственным путем

30. Крупные и мелкие парусники

Небольшие английские и гохландские парусники атакуют у берегов Малакки

οι ромнос португальское судно (14 октяоря 1602 г ) [ l h de Bry Indiae onentalis

paissepüma trankiurt IbOb Xll B N Res G 412,

Мореплавание тоннаж судов и конъюнктура 423

В августе 1579 года этот вопрос обсуждало Бискайское «Правите Аст-во»146 Это совсем небольшое государство было целиком обращено к океану В его старинных уставах зарегистрировано преимущественное право загрузки крупных судов за счет мелких и приоритет отечествен­ных кораблей перед чужеземными, все это вызвало в «Правительстве» весьма длительные споры Благодаря им мы получаем возможность уяснить, что все бискайское железо вывозится на небольших судах и что последние могут приставать к берегу, который недоступен для круп­ных, en muchos puertos de Francia y Galicia por ser peqenos y de роса agua*147 Крупные суда запаздывают с отплытием, поскольку этим мас­тодонтам нужно ожидать прилива Более частое отправление обес­печивают только маленькие суда Они позволяют разделить риски Большой корабль может преподнести неприятный сюрприз После од­ного из несчастных случаев секретарь Синьории Марко Оттобон, летом 1591 года нанимающий суда в Данциге для доставки хлеба в Венецию, отдает предпочтение кораблям водоизмещением 120—150 lastn (от 240 до 300 тонн), «число которых велико, они несут меньший груз, но зато меньше риск, что зерно испортится по дороге И в отсутствие страхов­ки величина возможных потерь снижается»148 Прежде всего questi vas-selli di mediocre grandezza espediscono рш presto il viaggio ehe h grandi 149, они плавают быстрее, чем крупные суда Наконец, что нема­ловажно, можно грузить зерно прямо в трюм a rifuso , что освобожда­ет от необходимости покупать мешки или бочки Сколько преиму­ществ, в самом деле15°!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55