Большая барка.Поставщиками продовольствия на границы Португальской короны.Мореплавание: тоннаж судов
Большая барка.
Поставщиками продовольствия на границы Португальской короны.
Мореплавание: тоннаж судов и конъюнктура 421
Последняя гр/ппа, состоящая из 54 судов141, имеет общий тон %аж 8360 тонн, т. е. на один корабль приходятся 154 тонны; снижение тоннажа объясняется не тем, что речь идет об осеннем времени, а тем, что список включает на этот раз все прибывшие корабли, как ureas, гукары, т. е. большие суда северного типа, так и маленькие парусники, которые в тексте названы курьезным именем филиботов (от того же корня, что и filibustar, заниматься пиратством, откуда и слово «флибустьер»). Это «Золотой пес» из Стокгольма водоизмещением 80 тонн, «Фортуна» из Дюнкерка, «Святая Мария» из Стокгольма, «Святой Петр» из Кенигсберга, «Милосердие» из Дюнкерка, «Охотник» из Стокгольма и прочие — мы процитировали только первые названия, стоящие в списке этих северных кораблей из Норвегии, Дании, из ганзейских городов и из верноподданных Нидерландов, которые после 1586 года заменили в Севилье и различных вспомогательных по отношению к ней портах английские и голландские суда, ставшие нежеланными для Католического короля в портах полуострова — это корабли, груженные полотном, деревом, брусом, досками, зерном . Чтобы избежать встречи с англичанами, стерегущими Ла-Манш, они огибают иногда Шотландию с севера.
Но английские и голландские суда, изгнанные с полуострова, с удвоенной силой предаются пиратству на всем пространстве океана, грабя плохо охраняемые берега и нападая на непомерно большие корабли, плавающие в «Индию». В этой борьбе пигмеи часто одерживают верх благодаря своему преимуществу в скорости и лучшей устойчивости при сильном волнении и ветре, а также благодаря своему артиллерийскому вооружению, поскольку, как объясняет намного позднее один современник142 Ришелье (1626 год), в отличие от того, что было раньше, сегодня судно в 200 тонн может «быть оснащено такими же большими пушками, как суда в 800 тонн .» Это новшество, «залог успеха на море», позволяет небольшим суденышкам, подобно насекомым, налетать на слишком тяжелые и неповоротливые корабли иберийцев. Если пираты захватывают одну из этих плавающих крепостей, то, основательно разграбив, они предают ее огню: что они станут делать с такой громадиной в своих молниеносных набегах? Джован Андреа Дориа, к которому обратились за советом в 1594 году, предлагает использовать отныне для индийского флота менее громоздкие и более скоростные корабли143. Испанское адмиралтейство, наученное горьким опытом, несомненно, приступило к строительству более легких парусников еще до захвата судна «Ревендж» в 1591
422
Социальная целостность дороги и города города и дороги
год)144 Об этом говорит Липпомано в своем донесении венецианскому Сенату в 1589 году, пересказ которого испанский посол направил Филиппу II14j Католический король решил продо\жить завоевание Англии в надежде облегчить его исправлением прежних ошибок и строить менее крупные корабли, л\чше приспособленные для п\ава-ния по океан) и вооруженные бо\ее длинными и более легкими орудиями Филипп II подчеркнул в этом донесении слова «менее крупные корабли, лучше приспособленные для плавания по океану» и добавил на полях <Я полагаю, что дело v нас обстоит как раз наоборот и нужно, чтобы Педро Менендес Маркес об этом напомнил» Таким образом, если назавтра после крушения Непобедимой Армады проблема не была решена, верхи были о ней во всяком случае, осведомлены
В торговой области происходят такие же перемены большие корабли вытесняются малыми мирным или насильственным путем
30. Крупные и мелкие парусники
Небольшие английские и гохландские парусники атакуют у берегов Малакки
οι ромнос португальское судно (14 октяоря 1602 г ) [ l h de Bry Indiae onentalis
paissepüma trankiurt IbOb Xll B N Res G 412,
Мореплавание тоннаж судов и конъюнктура 423
В августе 1579 года этот вопрос обсуждало Бискайское «Правите Аст-во»146 Это совсем небольшое государство было целиком обращено к океану В его старинных уставах зарегистрировано преимущественное право загрузки крупных судов за счет мелких и приоритет отечественных кораблей перед чужеземными, все это вызвало в «Правительстве» весьма длительные споры Благодаря им мы получаем возможность уяснить, что все бискайское железо вывозится на небольших судах и что последние могут приставать к берегу, который недоступен для крупных, en muchos puertos de Francia y Galicia por ser peqenos y de роса agua*147 Крупные суда запаздывают с отплытием, поскольку этим мастодонтам нужно ожидать прилива Более частое отправление обеспечивают только маленькие суда Они позволяют разделить риски Большой корабль может преподнести неприятный сюрприз После одного из несчастных случаев секретарь Синьории Марко Оттобон, летом 1591 года нанимающий суда в Данциге для доставки хлеба в Венецию, отдает предпочтение кораблям водоизмещением 120—150 lastn (от 240 до 300 тонн), «число которых велико, они несут меньший груз, но зато меньше риск, что зерно испортится по дороге И в отсутствие страховки величина возможных потерь снижается»148 Прежде всего questi vas-selli di mediocre grandezza espediscono рш presto il viaggio ehe h grandi 149, они плавают быстрее, чем крупные суда Наконец, что немаловажно, можно грузить зерно прямо в трюм a rifuso , что освобождает от необходимости покупать мешки или бочки Сколько преимуществ, в самом деле15°!