По книге Gozttlo Menende\ Pidal, Los caminos en la historia de E&pana, 1951. Толщина линий, кото

По книге Gozttlo Menende\ Pidal, Los caminos en la historia de E&pana, 1951. Толщина линий, которыми представлены дороги, зависит от частоты их упоми­наний в указателе валенсийца Хуана Виллуги (Медина, 1546 год). Из этого «анализа» следует, что Толедо остается центром коммуникаций и, соответствен­но, самым пестрым городом на полуострове. Другие главные перекрестки — Барселона, Валенсия, Сарагоса, Медина дель Кампо. Час Мадрида, который стал столицей в 1556 году, еще не пробил.

390 Социальная целостность: дороги и города, города и дороги

долины Роны, как дороги, ведущие в Альпы, или караванные пути, про­тянувшиеся из Алеппо к Евфрату и из Северной Африки в Судан. Доба­вим к этому многочисленные «перешеечные дороги», по формуле Вик­тора Берара: в частности, идущий с юга на север путь из Сирии через Киликийские ворота, Тавр и Анатолию в Константинополь, непосред­ственно через Эскишехир или, с отклонением, через Анкару; или ори­ентированные в основном с востока на запад дороги, пересекающие Балканы и ведущие из Салоник в Дураццо , в Валону или в Кат-таро , из Ускюпа в Рагузу , из Константинополя в Спалато (мы будем говорить о резком экономическом подъеме этого города в конце XVI века). Напомним еще о ряде дорог, которые переброшены через итальянскую дамбу, разделяющую Адриатическое и Тирренское моря: это путь, ведущий из Барлетты в Неаполь и Беневенто (через ущелье Ариано12), самый важный из этих поперечных дорог на юге; далее, на севере, путь, который можно назвать торговой осью Тосканы, — из Ан­коны во Флоренцию и в Ливорно — и Генуэзскую ось, от Феррары до Генуи; наконец, на западе, о дороге, пересекающей Испанию от Барсе­лоны до Бискайского залива, от Валенсии до Португалии и от Аликанте до Севильи. Разумеется, под этими «перешеечными дорогами» часто подразумевается одновременно несколько маршрутов. Так, отправля­ясь из Ломбардии и Романьи в Тоскану, и наоборот, современники мо­гут выбирать одно из пяти направлений для своего путешествия, в любом случае сопряженного с трудностями, поскольку необходимо пересекать Апеннины: самый удобный и единственно доступный для артиллерийского обоза маршрут проходит южнее всех, от Римини через долину Мареккьи в Ареццо и Сан Сеполькро13.

Для полноты списка следует прибавить сюда речные пути, часто расположенные на окраинах средиземноморского мира: таковы широ­ко используемые водные маршруты на северной итальянской равнине — Адидже, По и его притоки Адда, Ольо, Минчо14; таковы «русские» реки; португальские водные пути; Гвадалквивир до Севильи и за Севильей до Кордовы15; таков лишь наполовину принадлежащий

**** *****

Дуррес.

Влера.

Котор.

Дубровник.

Салит.

Морские маршруты и сухопутные дороги

391

18

Средиземноморью Нил, извергающий из своей дельты в море огром­ную массу пресной воды, «мутной и желтоватой»16. Назовем еще на этот раз вполне средиземноморские реки: Эбро с его плоскодонными суда- ) ми, перевозящими путешественников и арагонское зерно до Тортосы; некоторые реки Валенсии и Гранады в их нижнем течении17; в Италии низовья Арно и Тибра, по которому до Рима ходят морские суда и лод­ки с боковым рулем, имеющие своеобразные выступы на носу и на корме, позволяющие всходить на скалистые берега реки, как по

лестнице

50

k Π ьячепца

Фиденца

Парм

П(

Форново ди Та ρ о

., _ ревал

/Г Ал Ч и ja > Потремоли

> Аула

ι Сарцана , Mac

Внареджо

Реджо

Модема

.ν*

Болонья

Сассо

Марради S I IV

Пьевепелаго Каспельнуво-ди-

Гар<|з

Фуп

Бар га

э Бор

III

Скарпер] ГБорго-а-Моццано

VI

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55