Все блага, как материальные, так и невещественные, поступают в города по дорогам. Мы говорили об это

Все блага, как материальные, так и невещественные, поступают в города по дорогам. Мы говорили об этом применительно к Аугсбургу, наполовину немецкому, наполовину итальянскому городу; с точки зре­ния архитектуры здесь есть даже генуэзский и венецианский кварталы: первый расположен вдоль реки Лех, второй — вдоль реки Вертах. Возрождение во Флоренции было возможно благодаря притоку худож­ников со всей Тосканы. Возрождение в Риме последовало за призвани­ем в Вечный город художников из Флоренции и из Умбрии. Не будь этого постоянно пребывающего в рассеянии мира, представители ко­торого переходили от одного селения к другому, из одного города в другой, где возвращаясь к наполовину законченной фреске, где рабо­тая над картиной или диптихом, надстраивая свой купол над церковью, брошенной предшественником, итальянский Ренессанс никогда не стал бы тем, чем он был. Позднее архитектурные элементы того, что принято называть итальянским барокко, были распространены камен­щиками и каменотесами из Альп217, которые нашли применение своим талантам в самых далеких странах и оставили после себя образчики архитектурного стиля и убранства, использовавшиеся поколениями городских и сельских мастеров.

Карта географического расположения городов естественным обра­зом совпадает в целом и в частностях с картой дорожных сетей. Ось, ко­торая проходит от Таранто через Бари до Анконы и от Анконы через Болонью, Модену и Парму до Пьяченцы, а затем заканчивается на реке По, — это сомкнутый строй городов. Другой путь, еще более любопыт­ный и не так часто приводимый в качестве примера, ведет из Медины дель Кампо в Вальядолид, Бургос и Бильбао и соединяет эти чрез­вычайно деятельные города: ярмарочный центр; столицу Филиппа II до 1560 года; крупнейший центр торговли шерстью, и, наконец, город моряков и грузоперевозчиков. Проходящая между ними дорога рас­пределила их обязанности, как на поточном производстве.

Понятно, что в западном Средиземноморье большие города тес­нятся поближе к морю, пространству, связующему всех и вся, в то вре­мя как на внутренних территориях городов меньше, что связано с меньшей пропускной способностью обслуживающих их сухопутных

Роль городов 435

дорог. На юге и на востоке Средиземноморья, напротив, большие мусульманские города отступают в глубь территории, что в точности соот­ветствует запросам в высшей степени мощных дорог в пустыне.

Перевалочные пункты

Возникновение больших городов, всегда расположенных на скре­щении дорог, вовсе не обязательно вытекает непосредственно из этого факта (хотя, например, Пьяченца, несомненно, обязана своим рожде­нием встрече реки По и римской Виа Эмилиа). Но за счет этого пере­сечения города живут. Согласно сакраментальной формуле, «их значе­ние вытекает из их географического положения». Встреча дорог иногда предполагает и смену средств передвижения, и обязательную обстанов­ку. В Арле флотилии Роны соединяются с каботажными судами Марти-га, Бука и Провансальской Ривьеры, которая обеспечивает перевозки в сторону Марселя. У Вероны начинается плавание по Адидже, которое перенимает в своем нижнем течении эстафету у караванов и карет, при­бывающих от Бреннера. В берберском Триполи, в Тунисе или Алжире караваны подступают к морю. Возникновение Алеппо связано не столь­ко с местными ресурсами, сколько с необходимостью складочного пунк­та между Средиземным морем и Персидским заливом218, с точкой встречи, как говорит Жак Гассо219, товаров из Индии «и сукна, каризеи и других изделий, прибывающих с Запада». Здесь, перед возвышанно-стями Ливана останавливаются караваны, идущие из Багдада, и усту­пают место другим караванам, составленным из мулов, лошадей или ос­ликов, тех самых, которые курсируют между Иерусалимом и Яффой, перевозя западных паломников.

Все порты по определению находятся на пересечении наземных и водных путей. В каждом из них к морю примыкает сухопутная дорога или пресноводный источник — чаще всего дорога, поскольку в Среди­земноморье реки представляют опасность вследствие наносов, обра­зующихся при их впадении в море, в месте, где нет приливов и отливов. Кроме того, Средиземноморское побережье обычно отгорожено от внутренних территорий возвышенностями, поэтому у каждого порта есть проход в сторону материка. В Апеннинах рядом с Генуей есть це­лый ряд проходов, в том числе перевал Джови; судьба города связана

Пор-де-Бук.

436 Социальная целостность: дороги и города, города и дороги

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55