Эгейского._ Города как свидетели своего времени _ 477ни один город не был в состоянии наладить управ

Эгейского.

_ Города как свидетели своего времени _ 477

ни один город не был в состоянии наладить управление своей огромной территорией; в Италии, разрывающейся между своими многочисленными городскими «полюсами». Города, сформировавшиеся под знаком нацио­нального или имперского единства, в свою очередь, поддерживают это важнейшее единство. Вспомним Лондон и Париж. Разве этого мало?

Для объединения полуостровной Испании недоставало могущест­венной столицы. Замена Вальядолида в 1560 году таким вычурным, прихотливым и «геометрическим» городом, как Мадрид, возможно, не была обусловлена трезвым расчетом. Историк Ж. Гунон-Лубан404 в свое время утверждал, что главная ошибка Филиппа II состояла в том, что он не разместил свою столицу в Лиссабоне, где Мудрый Монарх провел с 1580 по 1583 год и который он затем окончательно покинул. Здесь можно было устроить некоторое подобие Неаполя или Лондона. Этот упрек всегда производил на меня глубокое впечатление. Поступок Фи­липпа II напоминает о тех правителях, которые впоследствии избирали своими столицами полюбившиеся им города. Филипп II в Эскориале — это Людовик XIV в Версале . Но переписывание истории — всего лишь игра, способ доказательства, одна из возможностей подобраться ближе к необъятному предмету, который часто ускользает от нашего понимания. Обособление столиц как городов, непохожих на других, происходит уже в XVI веке, но только в следующем столетии они окончательно выходят на передний план. Причина этого, без сомне­ния, заключается в том, что только государство Нового времени в усло­виях полного экономического упадка смогло быть крепким и вопреки всему преуспевающим предприятием. С конца XVI века, когда призна­ки спада становятся заметными, начинают обнаруживаться различия в положении тех городов, которые при любых условиях обеспечены хлебом насущным, и тех, которые зарабатывают его в поте лица. Темпы развития последних замедляются одновременно с перебоями в хозяй­ственной жизни, производственные колеса крутятся не так быстро, в экономических процессах начинается застой.

Предвосхищая дальнейшее

Как бы то ни было, история эволюции городов уводит нас в сторону от нашего первоначального намерения. В первой книге мы собирались сосредоточить внимание на постоянных величинах, непрерывно дейст­вующих факторах, хорошо известных и твердо установленных цифрах,

478 Социальная целостность: дороги и города, города и дороги

на повторяющихся явлениях, на устоях средиземноморской жизни, на массивной толще ее почвы, на ее неспешном течении, которое, возмож­но, лишь представляется нам таковым. Города — это двигатели, они работают, набирают обороты, выдыхаются и снова пускаются в ход. Случающиеся с ними неполадки уже вводят нас в тот пребывающий в постоянном движении мир, которому посвящена наша вторая книга. Это предзнаменования судьбы, говорящие о новом стечении обстоятельств, о приближении перемен, о начале кризиса, признаки которого становятся заметными в конце XVI и совершенно отчетливыми в XVIII столетии. Применительно к промежутку между 1500 и 1600 годами можно было бы сказать, что городские моторы запустились с места в карьер; но задолго до наступления нового века акселератор заклинило — начались перебои и появились подозрительные стуки, хотя до остановки было еще далеко.

примечания

1 Я назвал теперь эту главу не «Города и дороги», а «Дороги и города, города и дороги», в память о размышлениях Люсьена Февра, высказанных по первом прочтении этих страниц.

2 Annales d'hist. soc., 11 janvier 1940, p. 70.

3 Journal du voyage en Italie (collection «Hier», 1932), p. 132.

4 Op. cit., II, p. 195.

5 Op. cit., II, 3,1, p. 331.

6 A Philippson, Das Mittelmeergebiet, p. 219.

7 Op. cit., p. 295.

G. Botero, op. cit., I, p. 106 et II, p. 118, «Почти в два раза больше жителей, чем в Париже»,/ас<?г^5 Bongars, in: Anquez, Henri IV et l'Allemagne, 1887, p. XXIV.

Konrad Olbricht, «Die Vergrosstädterung des Abendlandes zu Beginn des Dreis-sigjährigen Krieges», in: Petermanns Mitteilungen, 1939.

10 F. Lot, Les invasions barbares et le peuplement de l'Europe, 1937, I, p. 110.

Ср. стр. 141 и след.

12 Gino Luzzato, Storia economica di Venezia dall'XI al XVI secolo, Venezia, 1961, p. 42. Указание на перевозку колесным транспортом по этой дороге из Барлетты в Неаполь буйволиных шкур см. в документе из Неаполя от 22 мая 1588 г., Л. de Ra-guse, D. de Foris, VII, P 245.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55