432 Социальная целостность дороги и города, города и дорогиАтласа спускаются ослики, едва заметные п

432 Социальная целостность дороги и города, города и дороги

Атласа спускаются ослики, едва заметные под навьюченными на них вя­занками хвороста, у южных ворот, Баб-Азун, располагаются на привал верблюды, пришедшие из Митиджи или с далекого юга, порт кишит корсарскими и торговыми судами, доставившими сливочное масло из Боны*, полотно, сукна, лес из Марселя, оливковое масло из Джербы, ароматы из Испании, не говоря уже о товарах, награбленных у христи­ан по всему морю, о выкупе, поступающем за пленников из Валенсии, Генуи и других мест Все это служит строительным материалом и пи­щей для Алжира Всякий город живет за счет поглощаемого им движе­ния, которое останавливается у его стен и затем продолжается за ними Привычная картина экономической жизни связана с движением, с дорогами и путешествиями Даже векселя авторы XVI века сравни­вают с кораблями или с корабельными грузами, доставка которых свя­зана с определенным риском, отсюда l'agio , т е морская страховка, которая, как они говорят, пропорциональна опасности

Если на дорогах возникают помехи, города вымирают и испыты­вают лишения Так произошло с Флоренцией в 1528 году ее связи с Югом прервались после разграбления Рима в 1527 году, каждую неде­лю она теряла 8 тыс дукатов, получаемых ранее от римских заказчиков, и 3 тыс , поступавшие от продаж в Неаполе213 Но положение на Севере также было катастрофическим, сношениям с Францией мешала Генуя, а с Германией — Венеция Флорентийцы были вынуждены снизить производство своих рапш garbi214, о fini, о d'oro и использовать ради выживания извилистые контрабандные дороги, вывозя свою продук­цию морским путем во Францию и в Лион через Азолу, Мантую и даже Триест и по суше в Германию Преимуществом территориальных госу­дарств, занимающих обширные пространства, является возможность по своей воле затруднять или вообще прерывать сношения между горо­дами и, действуя издалека, нарушать их хрупкое равновесие Генуя об­виняла Францию в том, что она помогает восставшим корсиканцам, но, как пишет в феврале 1567 года раздраженный этими упреками Фуркво, если Франция желала бы причинить Генуе вред, зачем ей прибегать к таким окольным путям^ Она мог\а бы преспокойно запретить ввоз шелковых тканей и других генуэзских товаров на свою территорию

Аннабы

Лаж

1 онких или златотканых материй

Роль городов

433

Население в 1586 году (каждая точка обозначает 10 жителей)

Венецианские лавки в 1661 году (одна точка обозначает одну лавку)

32. Сердце Венеции

Обе приведенные здесь карты, заимствованные из книги D Beltrami, Storm délia popolazione di Venezia, 1954, p 39 и 53 иллюстрируют одну и ту же проблему — про­блему организации городского пространства Читателю проще всего ориентироваться по изображению Большого канала, посредине которого проходит линия, разделяющая венецианские кварталы, затем следует обратить внимание на квадратик моста Риальто, единственного на Большом канале, площадь Сан-Марко, на северо-востоке белое пят­но, представляющее Арсенал, на юге остров Сан-Джорджо и Джудекка, отделенные от города широким рукавом Дзаттере, стрелка между Большим каналом и Дзаттере соот­ветствует таможне Шесть кварталов Венеции Сан-Марко, Сан-Поло на правом берегу Большого канала, слева от моста Риальто Кастелло (Арсенал), Санта-Кроче (третий квартал на правом берегу), Каннареджо на северной стороне, где находится Гетто, Дорсодуро Центр города расположен между Риальто и Сап-Марко За мостом, в сере­дине черного пятна лавок на втором плане, площадь Риальто, небольшое белое пятно, •это место ежедневного сбора купцов Чрезмерная плотность населения на северо-запа­де города, в гетго, связана с сегрегационными мерами властей Кварталы делятся на приходы, границы которых иногда более или менее различимы на каждой из карт

434 Социальная целостность: дороги и города, города и дороги

и запретить провансальцам вести торговлю с Генуей и Генуэзской Ривьерой, которую они снабжают хлебом и вином215. В 1575 году, во время смуты в Генуе одной из первых забот в Испании, которая опаса­лась худшего, было прекратить поступление зерна из Сицилии216.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55