Торговой палаты. Самые крупные суда. Богоматерь.Мореплавание: тоннаж судов и конъюнктура _ 419на тор

Торговой палаты. Самые крупные суда. Богоматерь.

Мореплавание: тоннаж судов и конъюнктура _ 419

на торги. 40 лет спустя португальцы еще строили корабли такого тиа&. Один путешественник126 в 1634 году восхищается караккой в 1500 tone-ladas*, строящейся в порту Лиссабона. «Португальцы, — рассказывает он, — имели некогда обыкновение строить больше подобных кораблей и более крупных по тоннажу. Для этого используется такое невероят­ное количество леса, что его вырубки на протяжении нескольких миль не хватит и на два корабля. Над созданием такого судна должны тру­диться 300 человек не менее года; гвозди и другие металлические дета­ли весят до 500 тонн. Когда-то каракки достигали водоизмещения 2 и 2,5 тыс. тонн. Для мачты выбирают восемь самых высоких сосен и де­лают из них единый ствол, соединяя с помощью железных обручей: на борту находится экипаж численностью 400 человек».

Еще в 1664 году Варений признавал в своей Geographia Generaiis за иберийскими странами первенство в строительстве крупнейших су­дов: Hodie maximae simt naves Hispanorum seu Lusitanorum quas vocant carracas 127, но к этому времени, к 1664 году, эти тяжелые суда давно уже уступили первенство легким кораблям голландцев.

В XVI веке гигантов стало меньше, и рядом с ними появились мно­гочисленные легкие парусники. На этом последнем явлении мы и должны остановиться. Корабли, на которых англичане совершают свои подвиги в XVI веке, будь то географические открытия или корсарские набери, часто не достигают и ста тонн128. В 1572 году Дрейк плавает на борту «Паски», водоизмещение которой всего 70 тонн129, водоизмеще­ние лондонского «Примроза»130 в 1585 году составляет 150 тонн. В 1586 году три корабля Кавендиша имеют водоизмещение соответственно 140, 60 и 40 тонн131. В 1587 году в Испании получено известие о 14 английских кораблях, находящихся у берегов Лондона, — их водо­измещение от 80 до 100 тонн132. В том же 1664 году Франция распо­лагает целым флотом из нескольких тысяч кораблей, превышающих водоизмещением 30 тонн, но из них только 400 превышают 100 тонн и 60—300 тонн133. Ее главные контакты на море, например, с Балти­кой, обеспечиваются судами водоизмещением от 30 до 50 тонн. Моря и океаны как в XVI веке, так и в XVII, населены небольшими парусниками.

Тонн.

Всеобщей географии.

В наше время больше всех корабли испанцев или португальцев, которые называют каракками (лат.).

420 Социальная целостность: дороги и города, города и дороги

С 1560 по 1600 год на верфях Любека было построено 2400 кораблей, согласно исследованиям и расчетам Бааша; их средний тоннаж состав­ляет 60 ластов, т. е. 120 тонн134. И однако нам известны крупные суда, построенные в Любеке: la Grande Barque , принадлежащая «Рокрес-барту», водоизмещением 600 тонн, весной 1595 года находится в бухте Кадиса; трехсоттонный «Иисус Навин» в это время на якоре в Сан-Лукаре135. Ганзейские города посылали крупные суда в Испанию, где севильцы нанимали и покупали их для путешествий в Новый Свет, а португальцы —для плаваний в Бразилию или по Индийскому океану: филибот «Ла Эсперанса» водоизмещением 160 тонн из Гамбурга, при­надлежащий Жеану «Неве», вооруженный 20 пушками и заходивший в Кадис в марте 1595 года, был направлен в Бразилию contratadores de la pro­vision de la frontera de la corona de Portugal 136. Но средняя цифра, ко­торую приводит Бааш, 120 тонн, указывает на наличие рядом с крупны­ми кораблями целые массы небольших парусников, которых не пугало плавание в Испанию. В записи 1538 года сохранился перечень из 40 су­дов, барок и шлюпов, которые находились в это время в портах Ас­турии; их водоизмещение составляло в среднем 70 тонн137. Статистиче­ские данные за 1577, 1578, 1579 годы138 об иностранных кораблях, при­бывающих в Андалусию, указывают ежегодную цифру в 800 судов водо­измещением 60000 тонн, что соответствует довольно скромной средней величине 75 тонн.

По понятным причинам цифры становятся более высокими, когда речь идет о крупных иностранных судах, реквизированных для воен­ных перевозок, которые перечислены в трех списках 1595 года, состав­ленных в портах Сан-Лукар и Кадис. В первой группе из 28 кораблей, проинспектированных 29 марта 1595 года139, средний тоннаж составля­ет около 200 тонн; во второй группе из 37 кораблей, внесенных в список 3 августа, в которую частично или полностью вошли суда предыдущей группы140, общее водоизмещение составляет 7540 тонн, артиллерий­ское вооружение — 396 пушек, а экипажи — 665 человек; таким обра­зом, среднее водоизмещение этих судов равно 214 тоннам, каждое ос­нащено 10 пушками и имеет команду порядка 20 человек (точнее, 18 человек). По упрощенным подсчетам, одно артиллерийское орудие приходится на 20 тонн водоизмещения, а один моряк — на 10 тонн.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55